В. Д. Холщевников

Владимир Дмитриевич Холщевников, доцент Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, родился в 1945 году в г. Фурманове Ивановской области. Музыкальное образование получил в Ивановском музыкальном училище и Горьковской консерватории, композиторское отделение которой окончил в 1972 году (класс профессора А.А.Нестерова).

После завершения консерватории ведет в ней педагогическую работу на кафедре композиции. В 1977 году оканчивает ассистентуру-стажировку при Горьковской консерватории в классе А.А.Нестерова. Среди сочинений тех лет - Симфония для камерного оркестра, органа и ударных, «Мелодия» и «Вариации» для большого симфонического оркестра, «Четыре музыкальных решения» для двух фортепиано.

Крупнейшим событием в профессиональной карьере молодого автора стало участие в международных конкурсах им. Белы Бартока в Будапеште, лауреатом которых он стал трижды. Третья премия была присуждена за Струнный квинтет (в 1982 году), вторая - за Квинтет для духовых инструментов (1983 г.), первая - за Трио для кларнета, виолончели и фортепиано (1984 г.).

Жанровый профиль творчества Холщевникова - он определился еще в годы учебы - складывался по трем направлениям: оркестровой, камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки. Наиболее активен композитор в камерно-инструментальном жанре. Помимо уже упомянутых сочинений он имеет в своем портфеле серию ансамблевых сонат (для гобоя и фортепиано, кларнета и виолончели, фагота и фортепиано, виолончели и фортепиано, кларнета и фортепиано), произведения сольные («Поэма-фантазия» для готово-выборного баяна, скерцо-триптих «Старая история» для фортепиано, цикл пьес для органа), опусы неординарные по жанровому замыслу (инструментальное представление «Status Animi» для виолончели, баяна и оркестра баянов, «Диалоги» для кларнета, трубы, скрипки и контрабаса, а также камерно-инструментальный цикл для струнного трио). Камерно-вокальную линию творчества образуют вокальные циклы «Старые струны» на стихи русских поэтов Х1Х века, «О былом» на стихи Б.Окуджавы и др.

Для оркестровых работ композитора характерно разнообразие исполнительских составов, взаимодействие их, с одной стороны, с концертными жанрами (Концертная симфония для фортепиано и оркестра), с другой стороны, - с жанрами камерными (Симфония для камерного оркестра, органа и ударных). Иногда возникают неординарные составы, как в Концерте-симфонии для пяти инструментов или в Сонате-элегии на темы «Детского альбома» П.И.Чайковского для фортепиано, трех струнных, ударных и оркестра баянов.

Пройдя период активных поисков собственного стиля (Веберн, польский авангард, сонористика - все это весьма органично вписалось в партитуры молодого автора), Холщевников постепенно выработал свою почерк и технику, которые отражают его глубоко субъективное понимание и ощущение интонационного процесса. Техника эта близка комбинаторному мышлению сериализма, но сам композитор указывает на другой ее исток - контрапунктическое искусство старых нидерландских мастеров. Музыку эту он знает всесторонне и основательно, недаром ведет курс полифонии на композиторско-музыковедческом факультете.

Важное свойство музыки Холщевникова - ее внутренняя диалогичность, которая проявляется, в частности, в полистилистике. Последняя получила широкое претворение как в симфонических, так и камерных произведениях, представая в целом ряде стилистических реминисценций и цитат от знаменного распева до джаза, от старых полифонистов до Шуберта и Чайковского. Коллаж в его крайней форме «вклейки» не привился в творчестве Холщевникова, коллажная полистилистика у него всегда ассимилирована. Например, в музыке это могут быть воспоминания, всплывающие из глубин рефлектирующего сознания (финал «Романтической сонаты» для виолончели и фортепиано с его цитатами из детской музыки, популярных пьес Шуберта и Чайковского), или увлекательная игра стилевыми аллюзиями, как в Симфонии для камерного оркестра, Концертной симфонии для фортепиано и оркестра (в партитуру последней композитор вводит «хор» детских дудочек).

Другая особенность творчества это эмоциональная умеренность, отсутствие драматических коллизий или острых психологических конфликтов. Тем не менее за созерцательностью и рефлексией скрывается активность интеллектуальной мысли (при этом - стремление преодолеть холодную рассудочность неожиданным поворотом, шутливой цитатой, необычным тембром); за упоенным любованием музыкальными звучаниями - тщательная выверенность деталей и целого. Здесь слышатся утонченность и изысканность и, одновременно, некая степенность и пространность форм, напоминающая о русской эпической традиции; отстраненность и незаразительность скрывает нерв беспокойства и внутренней тревоги.

Эта музыка во многом камерна, и не только по внешним масштабам, но и по способу коммуникации. Она не рассчитана на аудиторию большого филармонического зала, на массового слушателя. Интеллектуальная и, во многом, отрешенная лирика предполагает кропотливое вслушивание, адресована людям искушенным, обладающим немалым музыкальным опытом. Композитор-стилист влюблен в идею «гармонии мира» и нередко в пояснении своих замыслов прибегает к математическим эквивалентам, как в «Четырех музыкальных решениях».

Подобную музыку воспринимать не просто. Она всегда скрывает некую систему шифров, которую декодирует далеко не каждый. Перед ней как правило пасует музыкант, воспитанный в традиционной романтической системе координат и уверенный в том, что музыкальное искусство есть, прежде всего, выражение чувств и эмоций. Впрочем, сказанное относится не только к слушателю, но и к исполнителю, которому сочинения Холщевникова предъявляют необычайно высокие требования.

В 90-е годы композитор все более активно работает в сфере «инструментального театра», пытаясь обогатить чистую инструментальную композицию элементами сценического действа, как это сделано в неординарной «Status Animi». И это не отход от достижений в области инструментального мышления, а скорее, стремление приблизиться к слушателю, сделать свои идеи более зримыми и увлекательными. Не случайно в последние годы творческие интересы В.Холщевникова связаны с разработкой так называемого акционного искусства, с поисками новых, общественно значимых и актуальных форм художественной коммуникации, более активного вовлечения слушателя в сам процесс художественной акции. Все это, по мысли композитора, вполне реализуемо в рамках различных спортивных игр, праздников, фестивалей и ярмарок, научных конгрессов и симпоузимов, детских и юношеских слетов, мемориальных торжеств и т.д. Одним из подобных акционных жанров является активно разрабатываемый композитором в последнее время жанр музыкальной инсталляции.

Многие сочинения Холщевникова звучали в залах Будапешта, Эссена, Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода и других городов, хотя значительная часть из созданного композитором все еще ждет своего исполнителя и слушателя.

Основные сочинения

Для симфонического оркестра: Симфония (1972); Концертная симфония для фортепиано и оркестра (1990); «Мелодия» (1975); «Dolce» для трио струнных и симфонического оркестра (1994); Две элегии (Воспоминание, Размышление) (1996).

Для камерного оркестра и иных составов: Симфония для камерного оркестра, органа и ударных (1976); «Status Animi» для виолончели и характеристического оркестра (1993); «Цветы Дао» для оркестра ударных инструментов (1997); Соната-элегия на темы «Детского альбома» П.И.Чайковского для фортепиано, трех струнных, ударных и оркестра баянов (1999).

Камерно-инструментальная музыка: Концерт-симфония для пяти инструментов (1989); Квинтет для духовых (1983); Квинтет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета и фагота (1991); «Диалоги» для кларнета, трубы, скрипки и контрабаса (1973); «Canticum perpetuum» для скрипки, виолончели, баяна и фортепиано (1999); Струнный квартет (1982); «Sonata da pausa» для скрипки, баяна и фортепиано (1998); Трио для кларнета, виолончели и фортепиано (1984); «Четыре музыкальных решения» для двух фортепиано (1986); Цикл ансамблевых сонат для различных инструментов (всего 5).

Камерно-вокальная музыка: «Старые струны» - вокально-инструментальный цикл для баритона и камерного ансамбля на стихи русских поэтов (1980); «Дней круговорот» для баритона и камерного ансамбля на стихи А.Блока (1982); «На улице» для баритона, флейты, скрипки и ударных на стихи Э.Багрицкого, М.Цветаевой, В.Маяковского (1986); «О былом» - вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Б.Окуджавы (1987); Две ритуальные сцены для сопрано и ударных (1996).

Музыкальные акции и инсталляции: «Opus simplex» для дирижера, камерного ансамбля и ударных (1995); «Ab initio», Музыкальная акция для публики, дирижера, чтецов, певцов и инструменталистов (1996); «Поиск», Музыкальная акция (1997); «О былом», Музыкальная инсталляция (1998); Симфония-акция для публики, дирижера и большого симфонического оркестра (2000); «Радиофония на конец века», Музыкальная инсталляция (2000).

Литература

Р.Бунин. Творчество горьковчан // Муз. жизнь. - 1971, №16; А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. - Вып. 1. - М., 1976; Л.Леонова. В творческих организациях РСФСР. Горький // Музыка России. Вып. 3. - М., 1980; В.Сыров. Звучит музыка для баяна // Инф. бюлл. СК СССР. - 1986, № 4-5; В.Блинова. Творческий потенциал // Инф. бюлл. СК СССР. - 1986, №8 ; Холщевников Владимир Дмитриевич // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1,2. - Нижний Новгород, 1998, 2000 .