Дневник
 
 
30.12.10
Последнее время что-то потянуло к Баху. Играю и переигрываю "Французские", "Английские" сюиты, "Хорошо темперированный клавир", хоралы, убеждаясь (в какой уж раз!) в нетленности этой божественной музыки. Интересно, а сам композитор понимал это? Ведь писал то, казалось бы, всего-навсего обиходную музыку!
 
30.12.10
А вот и старина, Джон Андерсон с новым сольником "Survival And Other Stories". Работа тонкая, во-многом изысканная. Лирика в лучших традициях Yes и ранних работ с Вангелисом ("Short Stories"). На вопрос, "есть ли гармония в современной музыке", ответ простой: вот она перед вами - музыка Джона Андерсона. Берите, слушайте, наслаждайтесь, купайтесь в ее родниковых звучаниях, очищайте свои израненные души. Готовьте себя для добра...
 
29.12.10
Вчера по "Культуре" Анна Нетребко и скрипач Джошуа Белл - в Альберт-холле. Удивительно горячий прием у слушателей. Размахивают флагами. Среди британских флагов мелькают и российские.
 
28.12.10
Юбилей у Гецелева. Семьдесят! Вечером в большом зале консерватории состоялся концерт, на который, к сожалению, не смог выбраться. Поздравил по телефону. Юбиляр в хорошем расположении духа.
 
27.12.10
За два дня навалило снегу! Говорят, трехмесячная норма. Транспорт стоит. Не пройти и не проехать. Городские службы "кочумают".
 
26.12.10
Поставил дополнительный двухтерабайтный винчестер. Таким образом, укрепил мозги своего компьютера. Всю музыку, что хранится на компакт-дисках и занимает место на полках тумбы и книжного шкафа, можно "слить" в одно место. Удобно.
 
25.12.10
Пятикурсники отчитались в проделанной работе над дипломом. Олеся, Ира, Ксюша, Наташа - все такие разные. Каждый со своей изюминкой. И характером. С удовлетворением наблюдаю их профессиональный рост.
 
24.12.10
Сегодня в гостях у меня побывал Никита Тихонов (Кит Тихонс). Немного пообщались. Он интересный молодой человек. Эрудированный. С духовными запросами. Поискали достойную тему для его диссертации. Пока ни на чем не остановились.
 
23.12.10
Дочитал "Занимательную Грецию" М.Гаспарова. Увлекательная книга. Яркие картинки из древней истории. Почему-то особенно запомнилась глава о Сократе. Не могу устоять от соблазна привести развернутый фрагмент. Да простит меня за это любезный читатель.

Разговор Сократа

У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:

"Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?" - "Конечно, знаю, не хуже всякого другого". - "А я вот человек к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи: лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство - это справедливо?" - "Конечно, несправедливо!" - "Ну а если полководец, отразив нападение неприятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это тоже будет несправедливо?" - "Нет, пожалуй что, справедливо". - "А если он будет грабить и разорять их землю?" - "Тоже справедливо". - "А если будет обманывать их военными хитростями?" - "Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе неточно: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо".

"Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем: если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжет им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, - такая ложь будет несправедливой?" - "Нет, пожалуй что, справедливой". - "А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, - такой обман будет несправедливым?" - "Нет, тоже справедливым". - "А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдет или отнимет у него меч и кинжал, - что сказать о таком воровстве?" - "И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе неточно; надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство - это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло". "Очень хорошо, Евфидем; теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?" - "Думаю, что знаю, Сократ; хотя почему-то уже не так в этом уверен". - "Так что же это такое?" - "Ну вот, например, здоровье - это благо, а болезнь - это зло; пища или питье, которые ведут к здоровью, - это благо, а которые ведут к болезни, - зло".

"Очень хорошо, про пищу и питье я понял; но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведет ко благу, то оно - благо, а когда ко злу, то оно - зло?" - "Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?" - "А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели; чем же было здесь здоровье - благом или злом?"

"Да, вижу я, Сократ, что пример мой неудачный. Но, наверное, уж можно сказать, что ум - это благо!" - "А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину; на благо ли им их ум?" - "Тогда - красота, сила, богатство, слава!" - "Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, потому что красивые рабы дороже ценятся; сильные нередко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду; богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла".

"Ну, коли так, - уныло сказал Евфидем, - то я даже не знаю, о чем мне молиться богам". - "Не печалься! Просто это значит, что ты еще не знаешь, о чем ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?" - "Думаю, что знаю, Сократ". - "Из кого же состоит народ?" - "Из бедных и богатых". - "А кого ты называешь бедными и богатыми?" - "Бедные - это те, которым не хватает на жизнь, а богатые - те, у которых всего в достатке и сверх достатка". - "А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?" - "Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны незаконные поборы". - "Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков - к богачам?" - "Нет уж, лучше не надо, Сократ; вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю".

"Не отчаивайся! О народе ты еще подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах-ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же все-таки лучше и какие хуже?" - "Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных". - "А скажи: если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой ненарочно, то какой из них грамотней?" - "Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок". - "А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!" - "Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!" И Евфидем ушел домой, не помня себя от горя.

"И многие, доведенные до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела", - добавляет историк, записавший для нас этот разговор.

Да, - теперь добавим уже от себя - Сократ понимал, что есть бесконечность и не пытался загнать истину в ловушку - путь, по которому пошла европейская рационалистическая философия и культура (путь Платона).

 
22.12.10
Прошли защиты у музыковедов 3 и 4 курсов. Получилась настоящая конференция - с публикой, вопросами и настоящей дискуссией. В этом плане порадовали защиты дебютантов-третьекурсников: Андрея ("Ритмическая остинатность в рок-музыке") и, отчасти, Григория ("Интерпретация музыки на флейте"). У них это первые исследования и оба предстали достойно. Хорошо защищались и четверокурсники - Света ("Dark-cabaret: от прошлого к настоящему"), Таня ("Чужое слово" в творчестве Чика Кория") и Катя ("Отечественный рок как музыка протеста"). Радуют ученики своего педагога. Но иногда и огорчают (при всей убедительности защиты работы Кати и Гриши не дотягивают до кондиции).
 
21.12.10
Посмотрел фильм "Москва, любовь моя" - цикл новелл-короткометражек, объединенных темой города (и человека в нем). Прекрасные актеры, разнообразные истории, тонкие режиссерские работы. Как мало таких фильмов сегодня! Фильмов, предполагающих активность восприятия, душевную работу, работу ума. И как они нужны, особенно в качестве лекарства от голливудской чумы.
 
19.12.10
Умер Дон Ван Влит - Captain Beefheart ("Капитан Бычье Сердце"), друг и сподвижник Фрэнка Заппы, музыкант легендарный, самобытный. Всего-то 67 лет.
 
18.12.10
Побывали всей семьей в храме иконы Пресвятой Богородицы "Умиление". Приложились к мощам святого великомученика и целителя Пантелеймона.
 
17.12.10
Какое убожество этот "Золотой граммофон"! По количеству пошлостей 1 канал ставит рекорды.
 
15.12.10
2 курс музыковедов успешно сдал зачет по "Массовой музыкальной культуре. Фото после зачета: Вера, Аня, Настя и Ира.
 
15.12.10
Министр культуры России Александр Авдеев в программе "В главной роли" у Юлианна Макарова. Редко появляется "на людях". Говорит о формировании "рыночного мышления" - главной опасности настоящей культуры. Как это верно!
 
14.12.10
Думаю о своем Дневнике. Пишу его для себя, но предполагается, что прочитают и другие. Последнее накладывает обязательства - писать незаумно, не нудно, кратко. Чтобы человек не тратил много времени и, пробежав строки, мог бы схватить суть. Если она, конечно же, есть :-) Словом, Дневник приучает ко многому хорошему. Краткости, например.
 
14.12.10
Кончерто-гросси ор.6 Генделя - замечательная музыка! При всем умеренно-спокойном отношении к музыке Генделя в целом (в отличие от Баха), люблю эти концерты. Например, до-минорный, с такими чудными гармоническими прерываниями в первой части! Да и много чего другого. Слушаю исполнение английских музыкантов на аутентичных инструментах с барочным - на полтона ниже - строем (дирижер Тревор Пинок - Trevor Pinnock). Исполнение достойно всяческих похвал. Вспоминается, как в свое время мы играли си-минорный концерт под управлением Маргариты Александровны Саморуковой. Незабываемые времена! Очень часто ее вспоминаю. Скольких она вывела в большую музыку! Кстати, где-то в эти дни - година Маргариты Александровны. Светлая память.
 
13.12.10
Читаю "Занимательную Грецию" М.Гаспарова. Увлекательнейшая книга!
 
12.12.10
Уф! Диссертационная сессия позади. Две защиты "чистые", а две - с "черными" шарами (два и соответственно три). В первый день отмечу защиту сербиянки Аны Рашкович (сравнение русской и сербской церковных традиций). Полное владение материалом, ясность мысли, обаяние. А ведь пианистка! И неплохая. И сегодня неплохо защищались Суханова Татьяна Борисовна ("Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие") и Уралова Татьяна Михайловна ("Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В.Х.Разумовской"). Открыл для себя великолепную пианистку Разумовскую. Раньше даже и не слышал. Но то, что демонстрировалось на защите - блеск! Яркие выступления оппонентов (О.В.Соколов, Н.И.Енукидзе, В.В.Березин, Н.А.Огаркова). Еще раз услышали комплимент от гостей о том, как у нас интересно и какая хорошая обстановка - доброжелательная и, одновременно, требовательная. К моему большому удивлению и сожалению, на защитах не было студентов-музыковедов. Зато были исполнители - струнники (С.Пропищан), пианисты (В.Старынин).
 
10.12.10
Завтра начинаем защиты. Диссертационный совет рассмотрит четыре диссертации.
 
09.12.10
Сегодня умер Борис Иванович Тищенко. На 72 году жизни. Сколько хороших эпизодов в моей жизни и творческих впечатлений связано с его музыкой!
 
08.12.10
Яна Кром подарила свою монографию об американском минимализме. Попросила быть ее оппонентом на защите докторской. Я дал согласие.
 
08.12.10
Звонил Маклыгин. Они в Казани не получили мой отзыв на диссертацию В.Громадина. Где-то застрял на почте. Послан две недели тому назад!
 
07.12.10
Владимиру Холщевникову - 65! Прекрасно провели вечер в дружеской компании в уютном ресторанчике "Золотая вилка". Юбиляр доволен.
 
06.12.10
Т.Кюрегян прислала сборник, посвященный Валерии Ценовой (ее 50-летию). Читаю с большим интересом. Материалы разножанровые. Например, воспоминания о подруге Ларисы Кириллиной. Очень живые. А мне вспомнился наш кратковременный заочный контакт - оппонирование ее соискательницы Ирины Новичковой. Как рано человек ушел из жизни!
 
05.12.10
Побывали всей семьей в цирке. Программа братьев Запашных. Сами Запашные вышли на арену лишь в конце второго отделения со своими полусонными тиграми и львами. Собственно цирковых номеров и трюков было мало. Да и в целом программа вечера несколько однообразная, преобладали воздушные акробаты. Номеров под куполом не было вообще. Наиболее интересные номера - джигитовка в конце первого отделения, а также акробаты, делающие легко и непринужденно "пятерное" сальто. Меня всегда восхищают цирковые артисты, их мастерство - подлинное, зримое, нефальшивое. Работают на совесть. Честно. Это вам не ТВ-шоу.
 
04.12.10
А вот вариации на ту же тему - "Скотный двор". Проглотил за один присест. Мастерски написанная вещь! В традициях британской сатиры (почему-то вспоминается Свифт). И длиннот нет, как в "1984".
 
03.12.10
Перечитал "1984" Джорджа Оруэлла. Впечатление сильное, но не такое, как в первый раз - в те самые "перестроечные" времена. Жили мы тогда другими мыслями и надеждами. Жизнь сильно изменилась. Материально она, конечно же, стала лучше. Но в других измерениях? Например, человеческих? В отношениях людей появилось больше формального, все бросились зарабатывать деньги. И современный стиль - это поверхностное скольжение по жизни. Информации - море. Нет возможности сосредоточиться, осознать главное. Главное - "бери от жизни все". Мудрые люди - Бредбери, Оруэлл, Замятин, Лем - все это предвидели и предсказали.
 
01.12.10
Несколько дней назад ко мне в класс заглянул Володя Качесов. Я его не видел наверное лет двадцать. Он очень изменился, раздобрел, так что сразу его и не узнать. Он занес презент - DVD с оперкой "Пьер и Аннет". Исполнители - московские артисты в сопровождении ансамбля "Detit Opera".
 
01.12.10
Первый день зимы. За окном минус 25. А с ветром - все 30.
 
30.11.10
Ушла из жизни Белла Ахмадулина.
 
29.11.10
Сегодня с утра 12-градусный мороз! Обещают все 20! Ух, давно зима не напоминала о себе так "грубо, зримо".
 
28.11.10
Посмотрел на Youtube сентябрьский гала-концерт конкурса композиторов. Звучали неплохие вещи. Но все больше в каком-то унифицированном сонорно-медитативном стиле. Полина Назайкинская с ее более традиционной по языку пьесой "Зимние колокола", где во второй половине появляется мелодия "Ходят кони к водопою", заслуженно получила приз зрительских симпатий. Дирижер Курентзис хорош, ну, а Национальный оркестр выше всяких похвал. Какое счастье для молодого автора получить таких исполнителей!
 
27.11.10
С подачи моего молодого друга, Никиты Тихонова ("Кит Тихонс") обнаружил новый проект - группу The Shadow Theory и их альбом нынешнего года - "Behind The Black Veil". В составе группы - знакомые люди: вокалист из Psychotic Waltz Дэвон Грейс (у него также гитара и флейта), басист - Кристофер Гильденлоу (Pain of Salvation). Прогрессив-металл. Вокал очень необычен, моментами напоминает квиновский (густо намешанная "A Symphony of Shadows"). Талловские мотивы, в частности, флейты а ля Андерсон (первая пьеса - "I Open Up My Eyes"). Интересно, от кого исходит эта джетротальщина? Завершает альбом андерсоновская "Sweet Dream". Вполне аутентичная интерпретация классического шедевра.
 
26.11.10
Заглянул на концерт студентов-композиторов в Малый зал. Послушал первое отделение. Из-за гигантской растянутости программы на второе не остался. Понравился опус Марка Булошникова "Движение II". Немного в духе Сильвестрова, но пробивается и что-то свое. Марк прекрасно владеет звуком и слушает тишину, а этим обладает далеко не каждый композитор. Неплохо прозвучало Трио для струнного трио Гриши Лунина, хотя это, скорее сюита, нежели трио. Интересны по замыслу, хотя и не во всем убедили по воплощению "Скандальные встречи" для аккордеона и бас-гитары Алены Корешковой. Малый зал был полон, хороший прием.
 
25.11.10
"Стоун" ("Stone") режиссера Джона Каррена с Робертом Де Ниро и Милой Йовович - необычный для американского кинематографа фильм. Тонкий психологизм, раскрытие идеи нравственно-этической эволюции героев (в одном случае, прогресс, в другом, - регресс на грани морального разложения - имеется в виду герой де Ниро). Некоторые ситуации не знаешь, как понимать и трактовать, например, пожар в заключительном эпизоде. Получил большое удовольствие. Хотя рейтинг у кинокритиков всего лишь 47% :-)
 
24.11.10
Обнаружил содержательный сайт "Частный корреспондент". Много - о музыке. И не только.
 
22.11.10
Как то несколько дней назад начал перелистывать читанный давно-давно "Дивный мир" Хаксли. Не мог оторваться и вот дочитываю. Вещь не только не потерявшая своей актуальности, но и прибавившая в "весе". Все так, как описано мастером 80 лет назад - и кастовое общество, и "ощущальная" природа навязываемой культуры (сегодня это попса и реклама). Ну, а тоталитаризм - мы от него недалеко. Так называемое улучшенное человечество - и в "Возвращении со звезд" С.Лема. У Бредбери в "451 по Фаренгейту" все очень жестко и трагично, но лучик надежды все-таки сохраняется. У Оруэлла в "1984" совсем безнадега.
 
21.11.10
Посмотрел "Овсянки". Симпатичный фильм с прекрасной операторской работой. Фильм глубоко поэтичный. О чем-то подлинном, исконном, может быть, даже забытом, но таящемся в глубинах души человека. Фильм некассовый. Прокат не сделает. Но как нужны подобные фильмы сегодня!
 
20.11.10
Заглянул в новый альбом California Guitar Trio. Он называется "Echoes". Так называется и заглавная пьеса - транскрипция известной флойдовской композиции. Кроме того, мы здесь встретим переложения бетховенских сочинений (5 симфония, фортепьянные сонаты) и прочую музыку. Наивно! А ведь когда-то в содружестве с Робертом Фриппом ребята выпускали серьезные альбомы. Например, "The Bridge Between". Какая там заключительная "пассакалья" - "Threnody For Souls In Torment"! Это Данте с его картиной ада!
 
20.11.10
Заканчиваю отзыв на диссертацию В.Громадина. Отзыв глубоко положительный, но с рядом вопросов и пожеланий. К сожалению, поехать в Казань на защиту, не смогу. Жаль. Маклыгин прислал письмо, тоже сожалеет.
 
19.11.10
Сегодня на Ученом Совете отчитывался о работе Диссертационного совета. Говорил о сделанном, о готовящейся сессии 11-12 декабря, о проблемах. Как мне показалось, слушали внимательно. Отчет и работу одобрили.
 
17.11.10
Альбом "Live At Coventry Cathedral" Travis and Fripp (2010). Саундспейсят-чудесят. Скучно. До конца не дослушал. Что это творится с Фриппом?
 
14.11.10
Carptree нравится все больше. Альбом "Нимфа" послушал три раза. Не разочаровался. Пожалуй, это настоящий симфо-прогрессив. Без эпигонства.
 
11.11.10
В моем классе появились два аспиранта: баянист Венедикт Пеунов и аккордеонист Никита Власов. Темы их диссертаций - "Новые тембровые возможности современной баянной музыки" и "Транскрипции баховской музыки на аккордеоне". Формулировки предварительные.
 
10.11.10
А вот - шведы. Группа Carptree. Альбом "Nymf" 2010 года. Неплохо, при всем моем кислом отношении к шведскому прог-року с его иконой - группой The Flower Kings и вездесущим Рони Столтом. Carptree развивают симфо-роковую традицию, но делают это, при кажущейся ее исчерпанности, по своему, не впадая в эпигонство или копирование. Впрочем, надо послушать другие альбомы.
 
10.11.10
Знакомлюсь с французской группой Wolfspring. Альбом с одноименным названием, похоже, дебютная работа. Может быть, поэтому материал альбома не очень ровный. Больше других понравилась предпоследняя 12-минутная композиция "Our New MediaEvil World", несмотря на флойдовскую ауру во вступлении и заключении. В целом французский колорит не столь яркий, как, скажем, у "прогрессистов" из Magma, Art Zoyd или Univers Zero. Да и английский язык его несколько нивелирует. Тем не менее, есть что-то располагающее в подобной музыке. Свое лицо, что ли? Как радует появление таких лиц в наше глобализированное время!
 
09.11.10
Информация от М.Григорьевой - защита ее диссертации "Гармония Джезуальдо" в Московской консерватории переносится с апреля на 23 декабря. Это неудобно, так как создает лишний напряг в ноябре-декабре.
 
07.11.10
А вот то, как играет Пастораль фа мажор Лионель Рог, мне не очень нравится. Особенно медленную часть - изумительную инструментальную арию. Не хватает проникновенности.
 
04.11.10
Слушаю баховские органные вещи - Фантазия и фуга соль минор, Токката и фуга ре минор, Прелюдия и фуга соль минор и др. Эти шедевры содержат моменты атональности в гармоническом строении. Атональность эта связана иногда с модальным началом, иногда с энгармоническими "странствиями" по тональностям. Известно, что баховские органные импровизации шокировали добропорядочных прихожан не только странными диссонансами и отходами от канонов церковной гармонии, но прежде всего - прорывом в иные, небывалые тональные миры. Бах - композитор будущего.
 
02.11.10
Получил "кирпич" - диссертацию В.Громадина. Вес впечатляет! Но вот досада - почему-то диска DVD в приложении не оказалось.
 
01.11.10
Первое ноября. И денек с утра солнечный.
 
31.10.10
Съездили, навестили сад. С погодой не повезло - слякоть. Несмотря на это, удалось сделать прогулку в лес. Свежий воздух!
 
30.10.10
Из Казани звонил Александр Маклыгин. Просил оппонировать диссертацию московского соискателя В.Громадина "Феномен музыки цифрового века: вопросы теории". Защита - 1 декабря.
 
29.10.10
Переслушиваю мадригалы Джезуальдо. Впечатление от этой музыки трудно сформулировать в двух словах. Но оно не столь сильное, как, скажем, от Монтеверди. Так ли уж велик Джезуальдо, как принято считать? И как это утвердилось с легкой руки Стравинского. Не знаю.
 
28.10.10
Сегодня на уроке по гармонии Женя Седельников порадовал своей стилизацией Чайковского. Он способный студент. Его любимы композитор - Рахманинов, и эта "рахманинофилия" мне импонирует.
 
27.10.10
Обнаружил в Сети музыкальный журнал "Израиль XXI". С большой подборкой высококачественных музыковедческих текстов (Е.Назайкинский, Л.Кириллина, В.Ценова, Л.Акопян и др.). Кстати, там же - несколько публикаций М.А.Григорьевой, чью диссертацию - "Проблема гармонии в музыке Джезуальдо" - мне предстоит оппонировать весной в Московской консерватории.
 
26.10.10
Звонил О.Г.Высоцкий из музыкальной школы №17. Они открыли у себя мемориальный музей А.Н.Цфасмана. Собрали вещи, документы, записи, пластинки. Приглашали посетить. Надо бы как-нибудь выбраться, взглянуть.
 
25.10.10
Большому симфоническому оркестру им. П.И.Чайковского - 80 лет!. Ведущие передачи "Собрание исполнений" почему-то забыли упомянуть тот факт, что в свое время оркестром руководил Геннадий Рождественский и назывался он Гоударственный оркестр радио и телевидения. Сегодня показали запись исполнения 4 симфонии Чайковского в Венском филармоническом зале. Дирижер - Владимир Федосеев. Послушал-послушал я первую часть и выключил. Так вольно обращаться с темпами! Начальная тема рока превратилась в протяженно-раздумчивую тему, утратив свою императивность. Неоправданно медленный темп в главной партии, из-за чего в переходе от побочной к заключительной понадобилось неестественное ускорение. То же повторилось и в репризе части. Сам по себе оркестр звучит неплохо. Сомнения же больше касаются концептуальной стороны исполняемой музыки.
 
23.10.10
Густаво Дудамель со своим оркестром на "Культуре". Настоящий праздник души!
 
22.10.10
Наткнулся на "Graceland" Пола Саймона - альбом 1986 года, который в свое время был у истоков стиля этно-world. Африканские мотивы. Замечательная заглавная песня!
 
20.10.10
Вчера на совместном заседании кафедр нашего факультета выдвигали кандидата на пост ректора. Единогласно им стал Э.Б.Фертельмейстер. Похоже, все идет к тому, что предстоящие выборы будут безальтернативными.
 
16.10.10
Потрясающий венесуэльский молодежный симфонический оркестр! Выступление на Эдинбургском фестивале. Дирижер - 26-летний Густаво Дудамель. Мамбо из "Вестсайдской истории" Бернстайна.
 
14.10.10
Сегодня - Покров. На улице с утра лежит снег. Погода ненастная.
 
13.10.10
Состоялось собрание факультета. Знакомились с первокурсниками. Они пока еще довольно робкие. Дипломники приветствовали их традиционным капустником - оригинальным по замыслу, разнообразным по темам и убедительным по их подаче. После чего все пили чай с печеньем и конфетами. На фото слева направо: Ира, Маша, Олеся, Таня, Лейла, Ксюша, Наташа. Молодцы!
 
13.10.10
Музыка не стоит на месте. И это волнует и радует более всего. Но вот как быть, когда музыкант разрабатывает уже исчерпанную до него "жилу". Как это назвапть? Эпигонством? Вторичностью? Вот, например, наткнулся еще на один клон группы Genesis в духе мэррилион-пендрагоновски-ареновских копий. Это дуэт K2. Не знаю, откуда ребята, но певец так копирует гэбриеловский голос, что аж жуть берет. Интересно, а как ко всему этому относится сам Петя Гэбриел? Мне кажется, спокойно.
 
12.10.10
На Сахаровском фестивале - театральный день. Московские артисты разыграли постановку Д.Бертмана "Директор театра" - отравление по Моцарту, Сальери и Пушкину. В главных ролях - Игорь Косталевский и Михаил Филиппов. Я не в восторге. Ох, уж эти постмодернистические заморочки в жанре пастиччио! Хотя, надо отдать должное, музыканты и певицы, которые сопровождали этот спектакль, хороши. Косталевский же откровенно разочаровал. Бледная копия яркого (когда-то) артиста. Подозреваю, что он попал не в свой жанр.
 
11.10.10
Погожие деньки закончились. Зарядил дождь. Обещают и снег.
 
07.10.10
На сцене Нижегородской филармонии (в рамках Сахаровского фестиваля) трио в составе: Михаил Альперин (ф-но), Вегар Вордал (скрипка) и Аркадий Шилклопер (валторна, флюгель-горн). С Шилклопером мы хорошо знакомы, а вот Альперина "живьем" в Нижнем еще никто не видел. Ожидания не разочаровали. И хотя программа была не во всем равноценной (норвежские мотивы иногда утомляли), в целом вечер оставил яркое впечатление. Выделю и молодого скрипача, который одновременно играл и подтанцовывал, чем-то напоминая знаменитого "танцующего фламинго" - Яна Андерсона.
 
06.10.10
Неожиданная, но взволновавшая меня ассоциация: "Свадебный марш" Мендельсона и "Марш Черномора" Глинки. Почему-то слух связал эти непохожие классические шлягеры. Точнее, их мелодии. Различие же - в том, что у Глинки больше пародийного, перед нами - пародия на несостоявшееся свадебное шествие "карлы".
 
05.10.10
Сегодня в классе возникли Ира и Олеся. Поздравили с праздником - днем Учителя. Принесли торт, и мы пили чай с вкусным тортом. Поболтали о том, о сем. Было приятно. Замечательные у меня ученики!
 
03.10.10
"Октябрь уж наступил..." В саду начались ночные заморозки, вода в ведрах покрывается коркой льда. Вчера закончили кровлю. Смотрится хорошо. < /td>
 
02.10.10
Познакомился с необычной японской группой Gonin Ish. Альбом 2005 года. Прогрессив с металлическим отливом. Женский вокал. Пытаются соединить быстроту с "тяжестью". Технически виртуозно, но я ищу следы самобытного, национального. Где они? Может быть, в легкости? (хотя металлическая тяжесть постоянно присутствует). Надо послушать еще. С первого знакомства отметил последнюю 18-минутную композицию "Akai Kioku".
 
01.10.10
Сегодня День музыки. Встречаем в саду. А вчера по "Культуре" с лекцией на тему мировых языков перед студентами выступал сам Вячеслав Всеволодович Иванов. Включился не с начала, но очень интересно!
 
29.09.10
В рамках Сахаровского фестиваля в консерватории прошла научная конференция "Сердцем слушая Францию...". Понравились доклады Т.Н.Левой ("Русские сезоны" в Париже) Н.В.Буслаевой (Русская и французская фортепьянные школы), А.А.Бояринцевой (Прокофьев в Париже). Состоялась также презентация книги Б.Ф.Егоровой "Дебюсси и стиль модерн".
 
27.09.10
Сегодня мой сайт в Нижегородском рейтинге в разделе "Музыка" занял аж 8 место. Приятно удивило и другое: постоянная аудитория - 55 процентов! Такого что-то не припомню.
 
26.09.10
Заканчиваю покрывать садовый дом металлочерепицей. Смотрится красиво. Осталось водрузить конек. Самое трудное. Бог даст, в следующие выходные завершим.
 
25.09.10
Е.Дуков зовет на конференцию "Развлечение и искусство - 4". Агон планируется в ноябре. Надо подумать. Нужно предложить Свете. И Олесе.
 
23.09.10
Сегодняшний день на экзаменах порадовал новыми прекрасными исполнениями. Звучал Скрипичный концерт К.Шимановского (А.Богданова), Третий квартет Шнитке (в составе квартета - абитуриентка Д.Волкова). А вчера кларнетовый Концерт Моцарта звучал в исполнении М.Газарова. Радует, что в Нижегородской консерватории есть яркие молодые силы. Это наша надежда.
 
22.09.10
На экзаменах в аспирантуру услышал много интересной музыки. Органную сонату Мендельсона прекрасно исполнила О.Бестужева, а Никита Власов порадовал сверхсложной Концертной симфонией Холминова. Когда-то в мою бытность баянистом я играл Концертную сюиту Холминова (сочинение выдающееся), но Симфония гораздо сложнее и пестрее, композитор соединяет традиционный стиль с разного рода сонорикой и свободным мышлением. Не каждому исполнителю это по плечу. Никита просто молодец! А сегодня был экзамен у композиторов. Показывал свою музыку Сережа Попов. Вырос!
 
20.09.10
Все больше и больше укореняюсь в мысли, что лучшая музыка - это тишина. Когда музыка звучит внутри. Захватывает все твое внутреннее пространство. Когда-то я об этом размышлял во "Внутренней музыке", и мыслями к этому возвращаюсь постоянно. Это один из лейтмотивов Дневника.
 
19.09.10
Возвращение к записи от 14 сентября. Лучшие композиции на новом альбоме Universal Zero принадлежат барабанщику Дэниелю Дени: открывающая альбом "Les Kobolds" и заключительная "Cercles d'Horus". Отмечу также пьесу Кирка "Warrior". Неплоха и 14-минутная "Straight Edge" с ее смешением прогрессива, фьюжн и риффового харда. Альбом в целом выстроен драматургически. Стиль несколько изменился. Больше стало балканских мотивов и ритмов. Меньше "хоррора". К тому же - некоторые композиции звучат, как академическая камерная музыка. Возникают ассоциации с Прокофьевым, Стравинским. Приятно, что русская музыка находит здесь своих продолжателей.
 
19.09.10
Свалились на мою голову вступительные экзамены в аспирантуру! Сижу в приемной комиссии пять дней. С утра до вечера. За эти дни нужно прочитать и оценить двадцать рефератов. Кроме того, - прослушивание программ по специальности у исполнителей.
 
14.09.10
Послушал новую группу - Quidam. Альбом 2007 года. Еще одна гэбриело-дженизисовская реинкарнация. Не самая плохая. Надо познакомиться с другими альбомами.
 
08.09.10
Наслаждаюсь новым альбомом Universal Zero "Clivages" (2010 г.). Мастерская, изобретательная музыка. Многотембровые звуковые партитуры. Разнообразные композиции. Удивляет, как вот уже тридцать лет группе удается сохранить свежесть. И собственный стиль. Кто сказал, что арт-рок в кризисе?
 
07.09.10
Сегодня встретился с группой музыковедов второго курса ("Массовая музыкальная культура"). Девушки мыслящие. И активные.
 
05.09.10
Новость не очень радостная: приказом ректора я рекрутирован в комиссию для экзаменов в аспирантуру. Несколько дней вылетит из рабочего графика.
 
01.09.10
Первое заседание кафедры. Уточняли нагрузки. Распределяли студентов первого курса по классам. У меня будет заниматься первокурсник Женя Седельников. Музыкален, активен, словом, подает надежды. Я рад.
 
26.08.10
Сегодня вышли на работу. Отпуск пролетел.
 
22.08.10
Рэю Бредбери - 90! А я-то думал, что его давно нет в живых.
 
20.08.10
Переслушиваю композицию "30.000 Wings" Tool. Вдохновенная музыка! Знают ли ребята, как они близки здесь к теме Dies Irae? Неосознанное использование этой темы делает композицию еще более притягательной. Мне она чем-то напоминает "Остров мертвых" Рахманинова.
 
19.08.10
А вот - и холод с дождями и грозами. Неуютно. Кассандра все время жмется и прячет нос. К холодам.
 
16.08.10
О, благодать - первый за полтора месяца дождик. Шел недолго, но землю смочил. А вчера отметили день рождения. Скромно, без излишеств. Но было много поздравлений от родственников, друзей и учеников (звонки и SMS).
 
11.08.10
Наш садовый колодец показал дно. Поэтому для полива и хозяйственных нужд сегодня пробурили скважину. Глубина 12 метров. Пока идет вода с запахом сероводорода. Говорят, надо много скачивать, пока очистится.
 
04.08.10
Кошмар, что творится в Пакистане. Погибших тысячи!
 
03.08.10
Август не обещает спада жары. Главное - гарь по утрам, из-за чего очень трудно дышать.
 
02.08.10
Земфира на "Новой волне"! Как это не сочетается с окружающей попсой и "ярмаркой тщеславия"!
 
01.08.10
Живем в тревоге. Вокруг пожары. Сгорают деревни, гибнут люди. Правительство беспомощно.
 
30.07.10
Третий день "Новой волны" - авторский вечер Давида Тухманова. Настоящая музыка, над которой не властно время. Прекрасные исполнители. Новые, неожиданные версии песен! Впечатление постоянно портила "фанера".
 
29.07.10
Жара зашкаливает. 41 в тени! Такого еще не было!
 
28.07.10
На "Новой волне" - Хампердинк! В прекрасной форме! Восторженный прием у публики.
 
21.07.10
Жара деморализует. Ничего не хочется делать. Вчера прошел небольшой дождь. Природа малость вздохнула.
 
15.07.10
Жара продолжает удушать. Солнце ярит. Колодцы пересыхают. Пруды (у нас в садах их три) мелеют. Прогноз на следующую неделю неутешительный: жара удержится.
 
12.07.10
Неделя французского кино на 1 канале. Фильм "Коко Шанель и Игорь Стравинский". Неплохие актеры и операторская работа. Фильм во второй половине модулирует в историю "постельных отношений". Неканонический образ великого композитора!
 
09.07.10
Время в саду похоже на эпическое. Жизнь течет, без суеты, конфликтов или стрессов. В городе иначе.
 
07.07.10
В нижегородской области горят леса. Самые сильные очаги - на границе с Марийской республикой. Таких пожаров давно не было. Пожалуй, лишь в 1972 году, когда горели торфяники к западу от Горького.
 
06.07.10
Сегодня через Нижний проплывает Татьяна Сергеевна Бершадская. Наши кафедралы будут ее встречать. К сожалению, я не смогу быть.
 
05.07.10
Ну и лето в этом году! Перепад дневных и ночных температур - 30 градусов! В саду все растет очень плохо. Перчики застыли на одном месте.
 
04.07.10
В новостях НТВ - о премьере "Петрушки" в Большом. О всех сказали, вплоть до костюмеров, и ни слова - о композиторе, создавшем этот музыкальный шедевр. Стравинский даже не упомянут.
 
01.07.10
Дневник переходит в "отпускной" режим.
 
29.06.10
Вчера состоялась последняя в этом учебном году кафедра. Обсудили аспирантов, разобрались с нагрузкой на новый год, поздравили именинников - О.В.Соколова, В.М.Цендровского, Н.Д.Бордюг. Было весело. Кафедра у нас просто замечательная!
 
28.06.10
В субботу по 1 каналу повторяли "Большую перемену" - забавный фильм режиссера В.Коренева с Михаилом Кононовым в главной роли. И параллельно по РТР шел фильм о жизни актера и человека Кононова, ее трагическом конце. После этих потрясающих кадров "Большая перемена" как то скукожилась, сделалась какой-то глуповатой (хотя в 70-е годы фильм многое давал - в смысле "глотка свободы" и карнавального отношения к застойной действительности). Кстати, музыка Эдуарда Колмановского в этом фильме занимает не последнее место. Вот, например, сколько раз я смотрел этот фильм, но только сейчас заметил интонационное сходство основного музыкального лейтмотива и первой фразы романса Глинки "Я здесь, Инезилья", который поет под гитару героиня Светланы Крючковой. В музыке так!
 
25.06.10
Стоит жара. За 30. Вчера добирался из сада 4 часа (вместо двух). Дома появился в одиннадцать вечера. Думал буду ночевать на Бору: ни автобусов, ни "Лайнов", ни маршруток. С пересадками дотащился до Толоконцево, а там "голосовал" целый час, пока добрый человек не подбросил до Мещерки. Борские автобусники - полное г....! Безобразие! Как и нижегородские гаишники.
 
22.06.10
Возвращаясь к скрябинскому опусу №11. Как играет Прелюдию фа диез минор Рахманинов! Одна из лучших рахманиновских записей. И какое проникновение в дух музыки. Как известно, композитор относился к Скрябину заинтересованно, чего нельзя сказать об отношении Скрябина к Рахманинову. Полное неприятие его музыки.
 
21.06.10
В новом учебном году в моем классе два новобранца: Андрей Панкратов и Григорий Шабанов. Первый планирует заниматься отечественным панком, второй - в процессе выбора темы. Скорее всего, для начала это будет английская баллада. Возможно и более конкретно: баллада "Greensleeves". История, бытование, современные версии и т.д.
 
20.06.10
Катался на велосипеде по близлежащим полям и любовался, как цветут люпины. Зрелище!
 
18.06.10
Полистал скрябинские прелюдии ор.11. Поиграл. Замечательная музыка! Как много в ней импульсов, впоследствии не нашедших своего развития. Например, натуральная диатоника, плагальность. Все пошло в "переплавку" - в направлении альтерации, хроматики, автентизма. Чем объяснить столь разительную эволюцию композитора в направлении музыкального эгоцентризма? Внятных и убедительных объяснений я пока не нахожу.
 
17.06.10
Какой ужас творится в Киргизии! Неужели ничего нельзя сделать?
 
14.06.10
Получил письмо из Китая от музыковеда Пэн Чэна. Он хочет быть соискателем при Нижегородской консерватории и просит быть руководителем его диссертации. Тема ее связана с традиционной ладовой системой китайской музыки.
 
10.06.10
И еще один шедевр - "Golden Lady" из альбома "Innervisions" 1973 года. Восхитительные восходящие по полутонам модуляции в конце...
 
09.06.10
Какое это чудо - музыка Стиви Уандера! Особенно ранние альбомы. Слушаю "Summer Soft" (из двойного альбома 1976 года) и сердце наполняется радостью. Как нам не хватает в жизни таких мгновений!
 
09.06.10
Вчера узнал, что по состоянию здоровья консерваторию покидает второкурсница, студентка заочного отделения Алла Миронова. Очень способная девочка. Жаль!
 
08.06.10
Провели Ученый совет с обширной программой, особенно в части конкурсных переизбраний, они почему-то накапливаются к концу учебного года. А перед этим состоялся торжественный акт вручения дипломов. После которого сделали общее фото на память.
 
08.06.10
В Екатеринбурге прозвучал "Реквием" Бориса Ивановича Тищенко, посвященный смерти тайской принцессы. Это второй реквием композитора. Первый - на стихи А.Ахматовой, был написан еще в 1966 году и долго лежал "в столе" (по идеологическим причинам). Радостно, что музыка композитора начинает возрождаться и возвращается к широкому слушателю после долгих лет замалчивания (скандальная ситуация с Ю.Темиркановым). Удивительно, но она не устаревает, как это случилось со многими "прогрессистами" 80-90-х. Это очень мелодичная музыка. И я не знаю сегодня мелодистов такого уровня.
 
07.06.10
Сегодня принимал госэкзамен по специальности у эстрадников колледжа. На сей раз было гораздо лучше. Хорошо выглядели певицы Уварова Олеся, Брехова Наташа. Порадовал своей яркой программой и настоящей виртуозностью бас-гитарист Алексей Чичикин, а альт-саксофонист Артур Соколов даже заработал пятерку с "плюсом". Для педагогов такие ученики радость!
 
06.06.10
Состоялась премьера мюзикла Э.Фертельмейстера "Дикая собака Динго или повесть о первой любви". На сцене Сормовского Дворца культуры спектакль играл Камерный театр им. В.Степанова совместно со студентами театрального факультета Нижегородской консерватории (режиссеры С.Миндрин и А.Захаров). Получил большое удовольствие от спектакля и от музыки. Хорошие аранжировки Ильи Шевца (может быть, только некоторый перебор синтезаторных звучаний, от которых ухо быстро утомляется), удачные сценические находки, яркий вокал. Хороша главная героиня - Таня (исп. Юлия Вебер), а также ее друг Филька (Дмитрий Саврасов). Зал был полон. Принимали очень хорошо. Да, в культурной жизни Нижнего Новгорода произошло событие. ЭдуФер молодец!
 
04.06.10
Новый альбомчик группы The Pineapple Thief, о которой я уже писал несколько дней назад. Называется "Someone Here Is Missing". Выдержан в том же стиле. Его не назовешь арт-роком или, тем более, прогрессив-роком. Ему трудно дать определение. Что-то "поркюпайновски-радиохедовское". Хороша заглавная вещица (седьмой трек). И не только.
 
02.06.10
Сегодня защищались Настя Ишкирейкина и мой Женя Моисеев. Женя порадовал. Держался уверенно. Он за пять лет заметно вырос.
 
01.06.10
Сегодня - первый день защит дипломов у музыковедов. Моя Саша защищалась не очень удачно. Не смогла ответить на некоторые вопросы. Вопросы несложные. В этом году у нас новый председатель - Елена Геннадиевна Сорокина. Интересный человек и музыкант.
 
31.05.10
Наш дачный участок время от времени навещает удод (см. Фотогалерею). Удивительно, как ловко он расправляется с медведками, которые доставляют садоводу массу неприятностей. Вчера во время обеда наблюдали в окно феерическое шоу по выковыриванию медведок из земли. Красивая птица!
 
30.05.10
Финал Евровидения разочаровал. Зато порадовал фильм "Шизофрения" с Александром Абдуловым в главной роли. Роли необычной для него.
 
28.05.10
Заглянула в гости моя бывшая студентка, выпускница 1987 года Марина Головкина. Она в Питере и работает в детской студии, где ей очень нравится. Нравятся и дети, и сам коллектив. Довольна жизнью. Марина всегда была позитивно заряженной личностью. И в этом смысле она совсем не изменилась. Это радует. Радует, когда в нынешней сволочной жизни человек остается человеком. Самим собой. Самодостаточной личностью. Такие люди - редкость. И какая радость - общаться с такими людьми. Или хотя бы знать, что они где-то рядом.
 
26.05.10
Состоялся зачет по специальности у 3 и 4 курсов. Все мои выглядели очень хорошо: Олеся ("Киномузыка Э.Артемьева"), Ира ("Творчество Меридит Монк на фоне современной американской музыки"), Таня ("Чужое слово" в джазовых импровизациях Чика Кория"), Катя ("Отечественный рок как культура протеста") и Света ("Dark-кабаре"). Цендровский очень доволен.
 
25.05.10
Побывал на госэкзамене в колледже. Выпуск эстрадников в этом году слабый. Много троек.
 
24.05.10
Провели технический зачет по специальности у музыковедов. Впереди - защиты дипломов (1-2 июня). А завтра еду на госэкзамен по дирижированию к эстрадникам нашего колледжа.
 
18.05.10
В дороге продолжал знакомиться с "3000 Days" группы The Pineapple Thief. Судя по всему это сборник лучших вещей группы за десятилетие с 1999 по 2009 гг. Интереснее получился второй CD, с заключительной композицией "Too Much To Lose". На первом диске лучшая "We Love You". Вроде бы все просто, нет ни гармонических, ни аранжировочных ухищрений, довольно непритязательная ритмика (восьмушечный "eight-beat"). Но музыка трогает, вызывает желание послушать еще и еще. Лучшие пьесы группы созвучны музыке Porcupine Tree, есть что-то от Radiohead, а "Private Paradise" напоминает по вокалу Muze. Хотя в целом вокал вовсе не "надрывный", опять же, простой. Интересно, кто поклонники подобной музыки?
 
17.05.10
Вернулся из Саратова. Полон свежих впечатлений. Провели семь защит. Тематика разнообразная: "К проблеме жанра современной симфонии", "Процессуально-динамический аспект музыкального исполнительства", "Австро-немецкая симфония и клавирная соната в свете эстетики "Бури и натиска", "Свадебный обряд русских селений побережья реки Самары", "Пейзажные образы в фортепьянной музыке конца XIX-начала ХХ вв.", "Хоровая театрализация", "Камерно-вокальная музыка венских классиков". Защищались в целом успешно, а некоторые даже ярко. Моя подопечная показала себя хорошо (я очень удивился, когда при голосовании в урне оказались два "черных" шара). Я благодарен ей за то, что она открыла мне симфонии Юрия Воронцова. Прекрасная музыка! Если же оценивать в целом, то в диссертациях наблюдается общая, так сказать, диспропорция между глобализмом теоретической диспозиции и хорошей аналитической работой на конкретном музыкальном материале. В Нижнем мы такое стараемся не допускать. Правда, у нас есть другие проблемы. А в субботу вечером посетили местный ТЮЗ. Шла пьеса Оскара Уайльда "Веер леди Уиндерлар". Игра не очень вдохновила. Музыкальное оформление довольно пестрое. Но зал был переполнен, и это порадовало. После первого акта погулял по набережной. Волга у Саратова впечатляет своей широтой и полноводностью.
 
13.05.10
Уезжаю в очередную командировку в Саратов для работы в Диссертационном совете. Вернусь 17 мая.
 
12.05.10
Познакомился с новой группой - The Pineapple Thief. Альбом 2009 года "3000 Days". Звучит довольно меланхолично. Музыка - что-то близкое к Radiohead или еще ближе - к Porcupine Tree. Но есть и что-то свое. Например, трактовка акустических гитар. Надо присмотреться. Не очень то балует нас современная "прогрессив"-музыка. Поэтому появление любого нового имени это событие. Хотя, судя по дискографии, ребята далеко не дебютанты.
 
11.05.10
Сегодня на Ученом совете вручили медаль к 65-летию Победы нашему патриарху - В.М.Цендровскому.
 
09.05.10
Ушел из жизни Шамиль Ахметович Шакиров, старейший преподаватель консерватории, профессор по классу тромбона, ученик легендарного К.М.Ладилова. И просто хороший человек.
 
07.05.10
Собираемся за город. День Победы встретим в саду.
 
04.05.10
Заканчиваю оппонентский отзыв для Саратова.
 
03.05.10
Майские праздники встретили в саду. Как и полагается, трудовыми успехами.
 
29.04.10
Возвращаясь к Олимпиаде. Самое удивительное в работах старшей группы первого тура ("Три принципа формообразования") было то, что большинство поставили на первое место принцип варьирования. Не сонатность и не имитационность! Вот так!
 
28.04.10
А тут подоспело радостное известие - моя Света Магон стала лауреатом Всероссийского конкурса музыковедческих работ в РАМе. Ее работа "Фламенко. Дневник ответов" заняла третье место. Для третьекурсницы это большой успех. Лауреатом также стала Маша Тихонова (2 место). Таня Кудрявцева получила диплом. Очень рад за Свету, так как успех этот добавит ей веры в собственные силы, поможет избавиться от излишней самокритичности и самокопания.
 
27.04.10
Уф! Свалили Олимпиаду. Такого наплыва участников еще не было - 42 человека! Кажется все прошло хорошо. Были благодарственные слова участников, преподавателей училищ. Понравилась наша атмосфера. Особенно довольны победители и призеры. Четверокурсники получают право поступления в нашу консерваторию без экзаменов. Есть очень хорошие ребята. В третьей номинации - жанре музыковедческого эссе - лучшей была вновь Галя Шикина, а в четвертой - слово к концерту - Евгений Седельников (Киров). По сумме четырех туров два первых места - Галя Шикина и Кристина Фисич, три вторых - Евгений Седельников, Димитрий Бурцев и Марина Ишина,а также два третьих - Сергей Киселев и Мария Гаркуша. Подробности (в том числе, сведения о победителях в младшей группе) - на сайте Нижегородской консерватории.
 
25.04.10
Провели первый день Олимпиады. Старшие трудились над теоретическим исследованием на тему: "Три принципа формообразования: варьирование, имитационность, сонатность. Сравните их и скажите, какой, на ваш взгляд, наиболее перспективен для современной музыки". Лучшая работа была у Димы Бурцева (Владимир). После обеда состоялось состязание по импровизации на предложенные басовые мотивы. Требовалось отлить это в некую форму бассо-остинато. Здесь победила Галя Шикина (Владимир). Итак, лидеры по двум турам уже определились. Завтра - продолжение. На фото - в Малом зале после устного выступления.
 
22.04.10
Интервью с Дмитрием Башкировым на Openspace. Умный и очень интересный человек. Особенно мне понравилось его высказывание о музыкальном воспитании ребенка. Так, нужно, "чтобы я полюбил каждый звук, который я издаю. Полюбил качество звучания, фразировку. Это правильный путь. Но потом уже, когда ясно, что человек этим горит, тогда надо его засаживать за черную работу. Но ни в коем случае не начинать с этого. Это очень плохой путь".
 
21.04.10
Пришел с концерта Патриаршего мужского хора Данилова монастыря. В первом отделении звучали пасхальные песнопения разных веков (Бортнянский, Кастальский, Чесноков). Во втором - духовные стихи и русские народные песни. Кремлевский концертный зал был заполнен. Прием восторженный, хотя исполнение и не без погрешностей. Относительно музыки церковного обихода на сцене филармонического зала у меня сомнения. Восприятие ее вне храма совершенно другое. Оцениваешь, придираешься к звучанию, пению, вместо того, чтобы сосредоточиться на молитве. В этом смысле программа второго отделения соответствовала жанру. Звучал репертуар именно концертный.
 
18.04.10
Знакомлюсь с симфониями московского композитора Юрия Воронцова. Хорошая музыка. Более дифференцированные впечатления - позже.
 
17.04.10
Время сумасшедшее по напряженности. В пятницу начинаются госы у журналистов, в воскресенье открывается Олимпиада, а параллельно надо читать диссертацию А.Черновой на предмет оппонирования. А там - и май не за горами. Студенческая сессия, а также сессия диссертационного Совета в Саратове. 7 защит! Уезжаю 13 мая.
 
13.04.10
Пришел с Ученого Совета. Заседали больше трех часов. Много вопросов, в частности, о нынешнем приеме. У музыковедов запланировано пять мест на дневное отделение и два на заочное. А вообще все очень усложняется!
 
11.04.10
Побывали в саду. Первый раз за полгода. В доме все цело. Но вода стоит на половине участка! Занимался водоотводом. Открыл велосипедный сезон. Какое это наслаждение - свежий лесной воздух! Отдых омрачился шокирующим известием из-под Смоленска - авиакатастрофа, в которой погибла польская правительственная делегация во главе с президентом Лехом Качиньским.
 
07.04.10
Дослушал до конца "2nd hands" The Gourishankar. К концу альбома музыка несколько упрощается и облегчается. Тянет куда-то в легкий фьюжн. И какой уж там прогрессив (как обозначает себя сама группа)? Нет, нет - это нравится меньше. Лучшие пьесы на альбоме - "Endless drama" и более роковая "Queer forest".
 
05.04.10
Приобрел мультимедийный плеер IconBiT HDS7L. Читает все, что только можно. При этом прост в обращении. Я доволен. DVD-проигрыватель и видео-диски отживают свой век.
 
03.04.10
Открыл для себя интересную группу The Gourishankar. Ребята из Сыктывкара. Их альбом 2007 года "2nd hands" находится в арт-роковом русле. Поют на английском (к сожалению). Пытаюсь определить - "откуда ноги растут"? Пока не удается. Но достаточно самобытно. Их ранний альбом 2003 года "Close Grip" менее самостоятелен - много идет от Genesis.
 
03.04.10
"Катынь" (А.Вайда) на "Культуре"! Мощный и мастерски снятый фильм. Очень тяжелый по восприятию. Прекрасная музыка Пендерецкого. Антирусскости не почувствовал. Скорее, антисталинистское.
 
02.04.10
Перечитал "Котлован" Андрея Платонова, сейчас наслаждаюсь "Чевенгуром". Вот несколько выдержек. "Беседовать самому с собой - искусство, беседовать с другими людьми - забава". "Надобно памятовать, что все грехи общежития растут от вмешательства в него юных разумом мужей. Достаточно оставить историю на пятьдесят лет в покое, чтобы все без усилий достигли упоительного благополучия". Как актуально сегодня! Или же - "Дванов почувствовал тоску по прошедшему времени: оно постоянно сбивается и исчезает, а человек остается на одном месте со своей надеждой на будущее; и Дванов догадался, почему Копенкин и большевики-чевенгурцы так желают коммунизма: он есть конец истории, конец времени, время же идет только в природе, а в человеке стоит тоска."
 
01.04.10
Апрель встречает настоящим теплом. Соскучились по нему, соскучились по солныщку.
 
29.03.10
Послушал новый альбом группы Kaipa - "In the wake of evolution". Не понравилось. Не по душе мне такая размягченность.
 
29.03.10
Теракты в московском метро. 39 человек погибших! А сколько раненых? Какая беспомощность властей.
 
24.03.10
Сегодня ко мне в класс заглянули выпускницы-музыковеды 1990 года: Света Дорофеева, Марина Шалдыбина, Света Руданова, Фатыма (ее фамилию не могу вспомнить). Все учились у меня по гармонии, а в Нижнем собрались в связи с 20-летием окончания консерватории. Повспоминали консерваторскую жизнь тех лет. И стало на душе как-то легко и приятно. Приятно от того, что тебя помнят и уважают!
 
23.03.10
Музыка - как гигантский сканер, который вбирает в себя все глубины человеческой личности. Все заповедные и потаетнные уголки этой личности отражаются здесь как в зеркале. Разбей это зеркало - все равно в каждом осколке отражение сохранится. И это самое интересное.
 
23.03.10
Таня Лукина брала у меня интервью. Говорили о музыковедении, о его проблемах, о путях решениях этих проблем, о журналистике, а также о предстоящей музыковедческой Олимпиаде.
 
22.03.10
Большая радость - в букинистическом приобрел десятитомник Достоевского. Издание 1958-1959 гг. Сразу же прочитал рассказ "Бобок". Нечто необыкновенное. И, в то же время, чистой воды Достоевский.
 
21.03.10
День сравнялся с ночью. Отсюда - рукой подать до настоящей весны. А там и не за горами - лето. Жизнь за городом!
 
20.03.10
Взял томик Андрея Платонова и... увлекся. Вещи, читанные двадцать с лишним лет назад, не утратили своей художественного воздействия. Воздействие и сегодня очень мощное ("Рождение мастера", "Чевенгур" и особенно "Котлован").
 
19.03.10
Получил письмо из Москвы от Е.Дукова. Они собираются создавать Российскую гильдию музыковедов. Очень хорошая идея. Давно пора объединяться, пока нас не "прихлопнули".
 
18.03.10
Сегодня ломали головы над темами дипломных работ с Ирой и Олесей. Олеся хочет писать о киномузыке Эдуарда Артемьева. Ира - о творчестве Меридит Монк (в продолжение курсовой). Неплохо.
 
16.03.10
Отослали в ВАК отчет по электронному анкетированию членов нашего диссертационного Совета. Большущая работа! Завтра - собрание в Союзе композиторов, а в четверг - совещание с ректором по Олимпиаде.
 
15.03.10
Открыл клавир "Хорошо темперированного клавира" ( :-) и не мог оторваться. Давно не музицировал с таким удовольствием!
 
14.03.10
Сегодня заглянул в статистику сайта. 55% посетителей - нижегородцы, 40% - в числе "постоянных". Очень высокий процент.
 
13.03.10
Сергей Корнилов прислал интересные ссылочки на группу Three Friends. Гарри Грин и Керри Миннер с какими-то незнакомыми ребятами играют музыку Gentle Giant. Играют здорово. Аутентично. Может быть, не хватает какого-то "перчика"? Братья Шалмены - где вы? :-)
 
08.03.10
Пробежал "Параграф 78" Андрея Лазарчука - очень много разговоров вокруг. Но наткнулся на нечто неудобоваримое, пошлое, пустое. И это - литература? Говорят, существует фильм, по которому создано это "литературное произведение".
 
05.03.10
Вчера говорили с журналистами первого курса о джазе и его преломлениях в музыке ХХ века. Неожиданно всплыл Прокофьев - его Джульетта, в концовке темы которой появляется блюзовый мотивчик (что-то подобное - и в сцене "Улица просыпается"). Попутно вспомнилось начало 6 сонаты, финал Седьмой, Анданте 2 сонаты для скрипки и фортепиано - опять что-то блюзовое. Да, Сергей Сергеич понимал в джазе. Хотя и не декларировал это открыто. По сей день этот пласт у Прокофьева не услышен исследователями (как он услышан, например, у Равеля, Мийо, Гершвина и даже Рахманинова).
 
04.03.10
Аркадий Шилклопер в Нижнем Новгороде! Каждый приезд его в наш город становится ярким событием. Не стал исключением и сегодняшний концерт на сцене Нижегородской филармонии. В первом отделении звучала программа в сопровождении симфонического ансамбля "Camerata Sinfonica" под управлением А.Скульского - пьесы Ришара Гальяно, Алегре Коррея, самого Шилклопера. Во втором - сольное выступление с авторской программой. Здесь звучала разная музыка, с одной стороны, фольклорная ("Скоморохи", "Барыня", "Со вьюном я хожу"), с другой, - джазовый фанк ("Фанки-этюд", "Остинато"), а также музыка изобразительно-пейзажная в духе "new age" ("Дыхание океана"). Музыкант продемонстрировал высочайший уровень профессионализма и творческой многогранности. Фантазия его, кажется, не знает границ. Что и оценили слушатели, которые устроили горячий прием и получили в награду несколько пьес "на бис". Настоящий праздник души! Побольше бы таких.
 
03.03.10
Вчера в консерватории прошло серьезное мероприятие - выборы Ученого совета. Совет в количестве 35 человек выбран. За В.Н. было подано 190 голосов (при 192 голосовавших). Приятно сознавать, что тебя уважают.
 
01.03.10
Замечательный фильм Копполы "Тетро". Необычная форма построения. Отсутствует привычное последовательное развитие сюжета, вместо этого - "послойное" вгрызание в материал до "сердцевины". Интересная музыка аргентинского композитора Освальдо Голихова с эпизодами в духе танго, а также музыкой, стилизованной под Бетховена-Брамса. В целом звуковая партитура фильма богата.
 
28.02.10
Краем глаза посмотрел показательные фигуристов. Своим артистизмом и муыкальностью впечатлил швейцарец Ламбъель. Чемпион Лайсачек не идет ни в какое сравнение.
 
26.02.10
Ровно 12 лет тому назад я защищал докторскую диссертацию в Государственном институте искусств ("Козицком"). Приятные воспоминания о минутах общения с выдающимися людьми нашего музыковедческого дела - М.Г.Арановским, Л.Г.Ковнацкой, М.Д.Сабининой, Г.Л.Головинским и др. Удивление по поводу того, что Совет принял к рассмотрению диссертацию с такой темой!
 
25.02.10
Наши хоккеисты потерпели сокрушительное поражение от канадцев со счетом 7:3 и выбыли из борьбы. Без комментариев.
 
24.02.10
У Гейне - "Доброта лучше красоты". Но разве доброта не есть красота души?
 
23.02.10
Вдохновенное и техничеки безупречное выступление канадской танцевальной пары под музыку Адажио из 5 симфонии Малера. Давно я не испытывал такого удовольствия от фигурного катания. Олимпийские чемпионы по праву. А вот нашим вполне могли бы дать серебро. Мне они понравились больше американцев.
 
22.02.10
Звонила из Саратова Елена Ивановна Вартанова. Попросила быть оппонентом у ее аспиранта. Надо подумать.
 
21.02.10
Побывал на концерте "Ars Mobile" и Софии Пропищан в Университете на Покровке. Прозвучали композиции московского композитора Михаила Броннера, пьесы Холщевникова, Зубицкого и Подгайца. Хорошее исполнение. Странная публика, явно не готовая к восприятию современной музыки. Это отвлекало.
 
20.02.10
Посмотрел неплохой фильм "Мне бы в небо" с Джорджем Клуни в главной роли.
 
19.02.10
Вчера провели совещание по поводу предстоящей теоретической Олимпиады. Распределили круг задач и обязанностей. Подробности - на сайте консерватории
 
17.02.10
Бредбери продолжает восхищать. Яркие запоминающиеся образы. Необычный литературный стиль. Вот, например: "Август почти кончился. По городу медленно плыло первое прохладное дыхание осени, яркая зелень листвы потускнела, а потом деревья вспыхнули буйным пламенем, горы и холмы зарумянились, заиграли всеми красками, а пшеничные поля побурели. Дни потекли знакомой однообразной чередой, точно писарь выводил ровным круглым почерком букву за буквой, строку за строкой". Читать такое - одно наслаждение.
 
16.02.10
Новый двойной альбом Питера Гэбриела "Scratch My Back" представляет версии хитов Дэвида Боуи, Пола Саймона, Нила Янга, Лу Рида, Дэвида Бирна, Radiohead и др. Все они выдержаны в характерном гэбриеловском, немного меланхоличном тоне. Кого-то меланхоличность эта отпугнет или, более того, будет раздражать (нам, типа, что-нибудь погорячее, потяжелее или "попрогрессистей"!), другие откроют в этой музыке бездну духовной красоты. Красоты, незамутненной миазмами современной цивилизации и мещанского быта. Отмечу высокопрофессиональные "акустические" аранжировки, выполненные в минималистическом стиле. Музыка высокого вкуса.
 
15.02.10
Читаю "Вино из одуванчиков" Рэя Бредбери и получаю большое наслаждение. Мир глазами подростка. Но мир совершенно иной, нежели в повести Санаева или у того же Бредбери в "451 градус по Фаренгейту". Пронизан особым светом, поэтичным настроением. Что-то прустовское.
 
14.02.10
"Дюна" - ранний фильм Дэвида Линча. Начал смотреть и не смог досидеть до конца. Выдержал до половины. Какая-то чепуха. Не верится, что перед нами будущий создатель "Голубого бархата" и "Малхоланд Драйв".
 
13.02.10
Посмотрел "Чудо" Прошкина. Какой-то несуразный фильм. О чем он - я так и не понял. Хорошая роль у Хабенского. Но и она не спасает.
 
12.02.10
По-прежнему стоят холода. Давно не было столь суровой зимы.
 
11.02.10
Закончил предисловие. Отослал Сидневой.
 
09.02.10
В консерватории начался второй семестр. Получил первый номер нашего журнала "Актуальные проблемы музыкального образования", продолжающего тематику предшествующих одноименных сборников. Большие возможности публикации для молодых авторов. Я, как член редколлегии журнала, должен написать предисловие ко второму выпуску. Чем и занимаюсь в данный момент.
 
08.02.10
Вчера разговаривали по телефону с моим училищным педагогом по баяну Валерием Александровичем Макаровым. Дела у него неважные - живет на маленькую пенсию, серьезные неполадки со здоровьем. Ему 72.
 
07.02.10
Дочитал повесть Санаева. Сильная вещь! А какая концовка! Отсутствие всякой сентиментальности.
 
06.02.10
Сегодня звонили из Израиля - звонили друзья. Пообщались в режиме видео. Связь плохая: звук ничего, а картинка "ежится". Но все равно - здорово!
 
05.02.10
Установили Skype. Провели первый сеанс дальней видео-связи. Пообщались с Танюшкой и ее семьей. Впечатление огромное!
 
04.02.10
"Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева. Начал листать и увлекся. Что-то необычное. Родное, русское. Вспоминается чеховский Ванька Жуков, близнецы Приставкина и другие образы "безотцовщины"... Порой смешно. Но смех со слёзами. Что-то Андрей-Платоновское.
 
03.02.10
Знакомлюсь с одним из недавних альбомов группы Symphony X - "Paradise Lost" (2007). Музыка здесь разного достоинства. Обращают на себя внимание прекрасная одноименная композиция и, особенно, заключительная "Revelation" с ее мощной мотивной-тематической разработкой. Как известно, тема Апокалипсиса в рок-музыке не редкость (например, Дженезис-гэбриеловская "Supper is ready" из альбома "Foxtrot", имеется в виду раздел "Apocalypse In 9/8"). Но здесь она решается по-своему, на ином уровне "тяжести". В целом у Symphony X сильны мифологические мотивы. Дополнительный материал к диплому моей Саши. Саша, где вы?
 
02.02.10
Петр Поспелов в своей колонке на OpenSpace пишет: Искусство XXI века поступит с искусством XX века так же, как искусство XX века поступило с искусством века XIX. Оно откажется от него, сбросит с парохода современности, затопчет. А XIX век, наоборот, выловит, высушит и накормит. Сегодня любой художник, если хочет создать что-нибудь путное, должен первым делом избежать в своем проекте каких-либо признаков ХХ века. Полемично и, я бы сказал, очень спорно! Но мысль будоражит.
 
01.02.10
Вот и февраль. Не успеешь оглянуться, как и весна накатит. Время летит...
 
31.01.10
Закончил читать "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Впечатление сильное. История семьи, очень необычной, в четырех поколениях. Хорошо написано, много специальных медицинских терминов, особенно в области родовспоможения (автор имеет отношение к медицине?), яркие картины потустороннего мира (сны Елены). Хорошо передана атмосфера джазового музицирования (один из героев - саксофонист Сергей). О! эта Улицкая неплохо "сечет" и в джазе! Надо поближе познакомиться с ее творчеством. По-моему, где-то лежит "Медея и ее дети". Надо бы почитать. Кстати, не понял, почему "Казус Кукоцкого"? В чем казус?
 
30.01.10
С подачи Е.Дукова попал на очень интересный и содержательный ресурс Openspace.ru. Проблемная статья Евгения Викторовича, вывешенная там, касается судьбы российских филармоний. Все так действительно серьезно!
 
29.01.10
На Youtube открыл для себя ранние записи Genesis. Например, театрализованный вариант "Агнца на Бродвее". Потрясающие костюмы и маски Гэбриела, особенно в сцене "The colony of Slippermen". Ссылочка для любознательных
 
28.01.10
Чехову - 150. Умер Сэлинджер.
 
27.01.10
Мой молодой друг из Москвы, Никита Тихонов подбросил интересную группу, которую я раньше не слышал - Symphony X. Интересный сплав прогрессива и хеви-металла. Интереснее показалась инструментал, нежели вокал. Он какой-то обыкновенный, заурядный и смахивает на что-то знакомое.
 
25.01.10
Получил письмо от Сергея Корнилова. Он обнаружил на Youtube видео группы Gentle Giant - http://www.youtube.com/watch?v=vw2fMo8K2YQ&NR=1. Современный проект 2009 года. Проект гитариста Гарри Грина и клавишника Керри Миннера. Конечно, для "полноты счастья" не хватает братьев Шалменов и барабанщика Уэзерса. Но все равно, каково! Это нечто невероятное! Звучание подлинное, "джайнтовское". Там же, на Youtube нашел ранние файлики выступлений группы (74 и 78 гг.), а также ранний Genesis. С Гэбриелом. Впечатляют!
 
24.01.10
Приходят письма с просьбой о помощи в приобретении "Стилевых метаморфоз рока". За неимением собственных экземпляров отсылаю в питерское издательство "Композитор", а также в Дом книги на Арбате, где данная книга продается.
 
22.01.10
Всей семьей посмотрели фильм "Джули и Джулия" (режиссер - Нора Эфрон). Прекрасный фильм с прекрасными актерами и музыкой. И замечательной идеей диалога 40-х и нашего времени.
 
21.01.10
Сегодня говорили со вторым курсом о том, как обесценивается музыка - вернее, отношение к ней. О том, что легкодоступность не есть благо. Вспоминаю, как в студенческие годы мы с таким трудом доставали записи Beatles, как заслушивали "до дыр" катушки с "Сержантом" или "Револьвером". И как трудно чем-то удивить сегодня!
 
20.01.10
Очень необычный и, я бы сказал, странный, фильм Франсуа Озона "Рикки". У младенца Рикки отрастают крылышки, а его родители (да и окружающие взрослые) не знают, что с этим делать. Фильм озадачивает. Что это? Иносказание? Притча?
 
18.01.10
В консерватории в разгаре заочная сессия. Да и дневная не закончилась. Горячее времечко.
 
17.01.10
"Старикам здесь не место" братьев Коэнов типично американский фильм. Хорошо снята природа южного Запада, показана американская глубинка. Фильм производит сильное впечатление. Его несколько портит многозначная концовка. По-моему, неуместная в жанре драмы.
 
16.01.10
Землетресение в Гаити. Ужасные кадры в сводках новостей.
 
15.01.10
Начинаю знакомиться с интересной молодой группой из Швеции Beardfish. Прогрессив, который преломляет и переплавляет многие традиции арт-рока 70-х (Gentle Giant, The Mother of Invention, Genesis и др.). И, что очень ценно, музыканты не эпигонствуют. А ведь это родовая болезнь современного нео-арта (нео-прога). Присмотримся к этой музыке.
 
14.01.10
Второй курс сдал экзамен по гармонии на отлично. Живые и разноликие ребята.
 
13.01.10
Сегодня Олеся принесла журнал "In Rock" (№5 за этот год) с ее статьей "Muze - наследники романтизма". Еще она призналась, что открыла для себя ранний Genesis (альбом "Агнец на Бродвее"). Чем несколько удивила и порадовала - я почему-то считал, что эта музыка ей не близка.
 
13.01.10
Началась заочная "страда". Консерватория приходит в себя после десятидневной спячки.
 
12.01.10
Вчера вспомнили Валентину Андреевну Маторину в день ее рождения. Собирались у ее мамы, Софьи Михайловны. Были друзья, коллеги.
 
11.01.10
Передо мной канадская группа Mirioder. Интересная музыка. В основном инструментальная. В свое время музыканты записывались на легендарной "Cuneiform", продукция которой это целый пласт в прогрессив-роке, подобно "кентерберийской" джаз-рок-психоделии 60-70-х (Soft Machine, Gong, Caravan, Hatfield and the North и др.), RIO в лице Henry Cow или немецкому Kraut-rock. Сегодня музыка этого лейбла - классика! Я же слушаю альбом Mirioder 2001 года "Mekano" и получаю большое удовольствие. Обратил внимание на композицию "Warlock"с ее неожиданно тихим завершением! Есть и другие "тонкости". Да, - то, о чем я размышлял в статье "Об одной антиномии рок-культуры", получает все новые подтверждения. Словом, музыка, которая способна вызвать интерес у самого искушенного и привередливого меломана.
 
10.01.10
Поставил "аську".
 
09.01.10
Олеся Платонова прислала СМС из Москвы: "Стилевые метаморфозы рока" продаются в Доме книги на Арбате.
 
09.01.10
Сделали вылазку в "Октябрь" на "Аватар" Камерона. Что могу сказать - "все побежали - и я побежал":-) Впечатление убийственное. С одной стороны, высочайшая техника: формат 3D с объемным изображением, компьютерные эффекты, создающие эффект визуального присутствия, а с другой, - пустая идея, пафос, неумеренность в демонстрации голливудских "аттракционов". Фильм длинный (почти три часа) и громкий. Громкий настолько, что под конец сеанса уши закладывает от грохота. И на съемки такого зрелища потрачены полмиллиарда долларов! В голове не укладывается. Впрочем, один из эпизодов "зацепил за живое": там, где идет разговор о том, что нужно наладить диалог с местным населением планеты Пандора. И тогда один землянин заметил: "а нам им просто нечего предложить". Вот как!
 
08.01.10
"Царь" Павла Лунгина разочаровал. Режиссер взвалил на себя непосильную ношу. И музыка в фильме какая-то странная. Неуместно симфоничная. Где дух эпохи? Но игра Мамонова моментами просто гениальна.
 
07.01.10
Рождество Христово! За счет новых посетителей сайт мой вышел на 11 место среди сайтов о музыке. Неплохо!
 
06.01.10
Открыл для себя новую группу Kotebel. Ребята из Испании играют, в основном, инструментальный прогрессив, в котором просматриваются "cuneiform"ские следы (многое идет от Univers Zero). Об этом свидетельствует их альбом "Ouroboros" 2009 года. Надо бы познакомиться и с другими.
 
05.01.10
В "Рожественских встречах", которые записывались в Киеве, украинские музыканты выступили гораздо ярче и разнообразнее российских. Много молодых лиц. Одна Джамала с ее тинатёрновским вокалом на татарский лад чего стоит! А Пугачева и ее окружение просто разочаровали.
 
04.01.10
С возрастом ощущаешь, как ускоряется бег времени. "Годы летят", более того, летят десятилетия. И вот уже позади первая декада XXI века. А ведь, кажется, совсем недавно мы праздновали наступление нового столетия (тысячелетия)? Кажется, что это было только что.
 
03.01.10
Размышляю о двух сторонах музыкального звука - тембре и интонации. Асафьев в своем капитальном труде "Музыкальная форма как процесс" развивает в большей степени вторую, оставляя первую как бы за скобками (иногда же давая гениальные прозрения, например, о тембре в "Весне священной"). Поэтому самая главная задача музыкознания сегодня - изучение самого феномена звука, звуко-тембра, фонизма, сонора. Но разобщить две названные стороны чрезвычайно сложно: тембр выявляется чаще всего через интонацию, а интонация всегда окрашена в неповторимый тембр. В этом и сложность автономных ("чистых") исследований тембра.
 
02.01.10
Позабавила музыкальная кошечка Нора. За "наводку" спасибо Вике. А вот фильм "Стиляги" Валерия Тодоровского разочаровал. Мешанина времен: пятидесятые, восьмидесятые, наше время - все перепуталось. Может быть, таков был замысел автора? Непонятно.
 
01.01.10
Новый 2010 год. Числовая пропорция 20:10 (2:1) обещает гармонию совершенного консонанса. Но первый день нового года выдался неудачным. Сижу с насморком - то ли простуда, то ли вирус. Дома поставили чудесную елку - со светящимися кончиками хвои. Впечатление волшебства!
 
31.12.09
Последний день уходящего года. Год, который принес очень много потерь - особенно среди музыкантов и актеров. Интересно, каким будет новый, 2010 год?
 
30.12.09
Вчера состоялись защиты курсовых. Успешно. В этом году мы решили проводить их в виде небольшой теоретической конференции: со слушателями, вопросами, высказываниями. Порадовал третий курс: Катя Любутина ("Группа "Король и шут" в зеркале панка"), Таня Лукина ("Новая жизнь классики. На примере альбома Карла Дженкинса "Vocalise"), Света Магон ("Фламенко: дневник вопросов"). У них это первая защита, и все держались очень уверенно. Четверокурсники защищали более развернутые проекты: Олеся работу о Jethro Tull, Ира - о фильме Меридит Монк "Book of Day". Возникла стихийная дискуссия о том, демократична музыка Монк или элитарна? Цендровский доволен - и формой (конференционной), и содержанием.
 
29.12.09
Умер И.Шварц. Хороший композитор.

(Предыдущие записи)