Стилевые метаморфозы рока
Рок-музыка рассматривается в широком культурном, стилевом и жанровом контексте, в частности, в контакте с европейской классикой. Показаны стилевые направления, возникшие в результате активной жанровой и стилевой интеграции (барокко-рок, арт-рок, авангард, нео-арт, нео-прогрессив и др.). Анализируется творчество рок-групп King Crimson, Yes, Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, Pink Floyd, современных Dream Theater, Porcupine Tree, Flower Kings, Arena и др.

Книга снабжена нотными примерами, дискографией, Именным указателем. 312 страниц. Издание адресовано музыкантам, любителям музыки, педагогам школ и всем интересующимся современной музыкальной культурой. Тираж - 300 экз. Заказать книгу можно здесь.

Несколько выдержек из книги:

"Разговор о контактах рока с окружающим миром позволяет выделить два момента. Во-первых, это трансформация легкожанровых истоков раннего рока и превращение его из прикладной музыки танцевальных залов в самостоятельное и самобытное искусство, стоящее на стыке эстрады, фольклора и профессионального творчества. Во-вторых, - преобразование контр-культурных импульсов в пан-культурные, т.е., движение от нигилистического отрицания культуры к ее усвоению, от разрушения - к созиданию".

"Характерная особенность рока - это изначальный синкретизм выразительных средств, нерасчленимость музыкального и поэтического, вокального и инструментального, композиторского и исполнительского. Рок-музыка объединяет в одном лице поэта и музыканта, творца и исполнителя. Понятие исполнительской интерпретации в привычном смысле здесь отсутствует, так как отсутствует и само понятие произведения, некоего эталона, закрепленного в нотном тексте. Музыкальнoе и поэтическое созидание находится в состоянии постоянного перефразирования, перепрочтения, переиначивания. Конечно, и рок имеет собственные темы, сюжеты, имеет, подобно джазу, свои "эвергрины". Но все это - лишь подсказка к активному переосмыслению материала. Перед нами совершенно иной тип творчества и коммуникации, нежели тот, что сложился в сфере композиторского творчества и воплотился в известной триаде "композитор - исполнитель - слушатель".

"В освоении драматургических приемов рок повторял путь европейской классики, которая в течение более двух столетий через сценические жанры (оперу, прежде всего) оттачивала способы раскрытия драма-тургических ситуаций, пока не был достигнут достаточно высокий уровень понятийного смысла и не возник-ла возможность отражать эти ситуации инструментальными средствами".

"Рок возвращает нам детство европейской оперно-симфонической традиции и как бы на наших глазах вылупляется из кокона песенно-танцевальной формы".

"Типологически рок соотносим с символическими формами искусства, для которых характерны дионисизм, экстатичность, моторность, сонорика. По мере становления и достижения зрелости он проходит все основные стадии "большой" музыки: от телесного - к духовному, от прикладного - к художественному, от фольклорного - к профессиональному, от легкожанрового - к серьезному и концептуальному. Как и оперно-симфоническая музыка до него, рок смело раздвигает жанровые и стилевые границы. Эти типологические сходства дополняются непосредственным влиянием на рок различных культур и языков. Мы изберем лишь один из них - европейский классический - и рассмотрим его ассимиляцию в рок-музыке. Здесь сложились различные формы контакта: прямые и опосредованные, внешние и внутренние".

"Отношение рокеров к Ренессансу, барокко и Баху глубоко уважительное - и это при одновременно критическом взгляде на современный академизм. Наряду с большим весом барочных риторических фигур, заметна тяга к самым ранним формам, праосновам европейской музыкальной цивилизации: бардам, менестрелям, карнавалу. Рок оживляет в памяти целую гамму некогда забытых звуковых красок: гнусавое гудение волынки, нежный перебор струн лютни, торжественное звучание церковного органа, первозданный тембр продольной флейты. Тем самым он обнаруживает определенный вкус к старине, архаике, создавая параллель одной из самых мощных тенденций в искусстве XX века, которая нашла свое отражение в творчестве Дебюсси, Стравинского , Бартока, Орфа, Кейджа, Райха, Пярта".

"Значение арт-рока и его открытий сегодня трудно переоценить. Эта музыка не создавалась на потребу дня, она возникла как итог длительного усвоения всего лучшего, что было накоплено в мировой культуре. Ее интеллектуальная насыщенность, духовные искания, готовность к контакту и движению "к новым берегам" - все это наложило отпечаток не только на современную молодежную музыку. Влияние арт-рока будет возрастать и в сфере композиторского творчества по мере углубления в этой сфере интонационного кризиса, и вопрос этот столь серьезен, что требует отдельного изучения. Как было с джазом после Дюка Эллингтона, Джанго Рейнхарда, Чарли Мингуса и Джона Колтрейна, так и рок после Фрэнка Заппы, Роберта Фриппа, Яна Андерсона и Питера Хэммила превратился в искусство. И неважно, что очередная мода отодвигает эту музыку в тень. В поисках истины, человек оглядывается назад и с удивлением обнаруживает, как у него за спиной вырастает гряда далеких вершин. Настоящее в музыке не умирает".