23 декабря 2002 года
"Европа плюс Нижний Новгород"
представила проект:
Русская легенда американского джаза
Валерий Пономарев - труба (Нью-Йорк)
(экс-Арт Блэйки Jazz Messengers)
и квартет
Андрея Кондакова (С-Петербург)
Григорий Воскобойник (контрабас)
Александр Машин (ударные)
Игорь Тимофеев (тенор-саксофон)

Валерий Пономарев (труба) - трубач, представитель хард-бопа, один из немногих джазовых эмигрантов, добившихся признания в США. Родился Пономарев в Москве 20 января 1943 г.
Его дебют как джазового трубача состоялся в середине 60-х в первых московских джазовых клубах и на джазовых фестивалях (первая пластинка в дискографии Пономарева - сборник "Джаз-67", выпущенный фирмой "Мелодия").  
31 июля 1973 г. Пономарев эмигрировал в США. Буквально через несколько месяцев после своего приезда в Нью-Йорк он познакомился со своим кумиром - Артом Блэйки и, выступив с ним на джем-сейшне в клубе Five Spot, получил обещание маэстро, что когда-нибудь он будет играть в Jazz Messengers. Этот час настал в 1977 г., когда из Jazz Messengers ушел трубач Билл Хардман и Пономарев на четыре года стал полноправным членом прославленного ансамбля. В составе Jazz Messengers он принял участие в записи одиннадцати альбомов (они выходили на лейблах Roulette, Timeless и Concord) и благодаря интенсивным гастролям ансамбля объехал весь мир. Пономарев работал в знаменитом составе до 1980 года. Затем он начал сольную карьеру, продолжающуюся по сей день.
В США Валерий также получил высшее образование, получив степень бакалавра искусств в колледже Импайр-Стейт Университета штата Нью-Йорк.
В 1981 году Пономарев организовал свой ансамбль Universal Language, в котором в разное время играли Джуниор Кук, Роджер Киллуэй, Кенни Баррон, Ральф Мур и другие. Первый сольный альбом Пономарева вышел на лейбле Reservoir Music в 1985 г. ("Means of Identification"). С тех пор он выпустил на этом лейбле еще пять альбомов, в записи которых принимали участие такие музыканты, как тенор-саксофонисты Джо Хендерсон, Боб Берг, Ральф Мур, пианисты Кенни Баррон и Сид Симмонс, барабанщики Виктор Джонс, Бен Райли, Билли Харт.

Помимо выступлений с собственным ансамблем, Валерий Пономарев работал как сайдмен с такими коллективами, как Мемориальный квинтет Чарли Паркера п/у Уолтера Бишопа, биг-бэнд Джимми Хита, "Epitaph" Чарлза Мингуса, оркестр Лайонела Хэмптона, оркестр Мерсера Эллингтона, нонет Ли Коница, квинтет Джо Морелло, концертный ансамбль Фрэнка Фостера, квинтет Пеппера Адамса и др.
Летом 1990 г. Валерий Пономарев впервые после 17-летнего отсутствия вернулся в Москву, чтобы принять участие в I Московском международном джазовом фестивале.

Начиная с 1996 г., Валерий Пономарев регулярно приезжает в Россию вместе с известными американскими джазовыми музыкантами (тромбонист Кертис Фуллер, саксофонисты Бобби Уотсон и Бенни Голсон, барабанщик Джимми Кобб, пианист Сид Симмонс и др.). В 1997-2000 гг. Пономарев и его гости регулярно, один-два раза в год выступают в Москве, Петербурге, ряде городов Европейской части России и Сибири.
Валерий Пономарев - автор более чем 40 авторских композиций, большая часть которых исполнена им на его сольных альбомах. Известный джазовый критик Скотт Янов, называющий Пономарева "одним из самых недооцененных джазовых музыкантов нашего времени", определяет его работы как "хитроумно свингующие".
Кроме концертной деятельности Валерий Михайлович также много преподает - как в частном порядке, так и в программах мастер-классов в различных учебных заведений США и так называемых "летних джазовых лагерях".

Андрей Кондаков (клавишные) родился 14 сентября 1962 г. в Днепропетровске (Украина). На джазовой сцене с 1978 г. Первые шаги - участие в джазовых концертах и в городском джаз-фестивале г. Днепропетровска. Первые кумиры - Эрролл Гарнер и Дюк Эллингтон. Большую роль в становлении музыканта сыграло знакомство в 1979 г. с лидером известного московского ансамбля "Аллегро".
Николаем Левиновским, под влиянием которого Кондаков начал сочинять музыку. Постепенно изменились стилистические ориентиры: Андрей стал ориентироваться на Херби Хэнкока, Чика Кориа, Маккоя Тайнера и других современных музыкантов. Закономерными были перевод с теоретического отделения Днепропетровского музыкального училища на джазовый факультет Петрозаводского училища (Карелия, Россия), а также впоследствии учеба в Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории (ок. 1987) в классе композиции Э.Патлаенко.
С 1981 г. ансамбль А.Кондакова начинает выступать на отечественных джазовых фестивалях. Композиция Кондакова на тему Гершвина "Fascinating Rhythm", исполненная на фестивале "Осенние ритмы-85" в Ленинграде, вошла в компакт-диск "Jazz From The USSR", выпущенный в США. В 1987 г. вышла первая долгоиграющая пластинка "В ночном городе", представившая собственные джазовые композиции.
В 1992 г. А.Кондаков переезжает в Санкт-Петербург, и новым этапом в его работе становится двухгодичное сотрудничество с Виктором Двоскиным - известным московский контрабасистом. Результатом совместной работы явился альбом "В заброшенном парке".
В 1994-97 гг. Андрей Кондаков тесно сотрудничает с немецким барабанщиком Кристианом Шойбером, выступая в различных составах - от трио до квинтета. Постепенно к проекту, получившему название "Интерджаз", подключились такие музыканты, как саксофонисты Игорь Бутман (США - Россия) и Райнер Витцель (Германия), исполнитель на губной гармонике Оливье Кер-Орио (Франция).
В 1997-98 гг. Андрей активно сотрудничал с работавшей в России американской вокалисткой Напуа ДеВой. C этим проектом Андрей Кондаков выступал и в Н.Новгороде в 1997 г. Концерт прошел с огромным успехом.
В 1998-99 г. складываются совместные проекты Андрея Кондакова с такими российскими мастерами джаза, как Аркадий Шилклопер, Сергей Манукян.
Своим наивысшим пока музыкальным достижением музыкант считает совместное турне по России и запись двух альбомов в квартете с Эдди Гомесом (контрабас), Ленни Уайтом (барабаны) и Игорем Бутманом (тенор-саксофон).
С 1995 г. Андрей Кондаков - арт-директор санкт-петербургского джазового клуба JFC.
В Н.Новгород Андрей Кондаков бывал со своими проектами неоднократно. С 1988 года участвуя в различных проектах, он выступал у нас с такими музыкантами как Андрей Рябов, Виктор Двоскин, Аркадий Шилклопер, Владимир Волков, Кристиан Шойбер (Christian Scheuber (Германия), Оливье Кер-Орио (Оlivier Ker-Ourio (Франция)), Игорь Бутман, Сергей Манукян, Напуа Дэвой (Napua Davoy (США), Валерий Белинов, Андрей Светлов (Франция), Дениз Перье (Denise Perrie(США) и многими другими.
Александр Машин (ударные) Начал выступать в 14 лет, сначала в ансамблях традиционного джаза, позже увлекся современными стилями. С 1995 года периодически выступает в квартете Бутмана, участвует во многих фестивалях в России и в Европе (Германия, Норвегия, Австрия). Сегодня Машин - один из самых популярных барабанщиков в России. Сотрудничал с Бенни Голсоном, Энди Лаверном, Полом Болленбеком. Много работал и работает с Андреем Кондаковым.
Игорь Тимофеев (тенор-саксофон) - воспитанник знаменитого Геннадия Гольштейна, джазового идола 60-х и джаз-клуба “Квадрат”, работал какое-то время в ансамбле Давида Голощекина, затем создал свой собственный “Bright quintet”, выступал в клубах Германии со звездами европейского джаза, трубачом Дужко Гойковичем и барабанщиком Харальдом Рушинбаумом. Сейчас Игорь Тимофеев постоянно сотрудничает с Андреем Кондаковым, достаточно часто появляясь то с ним, то со своим составом в клубах Петербурга и Москвы.


Григорий Воскобойник (контрабас) – контрабасист-виртуоз, учился в Санкт-Петербургской консерватории, одинаково активен в двух мирах – классике и джазе. Постоянные репетиции, концерты и гастроли в составах камерных ансамблей, оркестров и оркестров симфонических не мешают ему быть участником молодой, но талантливой необоповской группы “Extra Trio Plus”.

Фотографии предоставлены Николаем ШАБАРОВЫМ и участниками проекта