Окрестности Нижнего Новгорода: за Волгу


Заволжье - это, по сути дела, бОльшая часть Нижегородской области и притом наиболее интересная. Лучшим и во многом не устаревшим описанием жизни там можно считать книгу Мельникова-Печерского “В лесах”. Плотность дорожной сети, да и плотность населения там заметно меньше, чем в правобережье Волги. Большая часть местности покрыта лесами - именно здесь находится западная граница тайги. В одной переводной (скорее всего, американского происхождения) иллюстрированной "энциклопедии" для детей мне встретилась забавная схематическая карта Евразии. На ней показаны страны, их столицы, другие города, реки, горы, леса и т.д. Так вот, последний к востоку населенный пункт на этой карте - Нижний Новгород, а дальше все закрашено зеленым цветом и написано "Сибирь".



Городец, Хохлома, Успенский монастырь, Макарьев на Унже

Выехав из Нижнего Новгорода через Волжский мост, проезжаем примерно 7 км и в селе Толоконцево (это первый населенный пункт) сворачиваем налево на железнодорожный переезд. Указателя там нет. Выехав к озеру, едем по асфальтовой дороге вдоль него и затем пересекаем по мосту реку Линда. Здесь можно остановиться и посидеть на берегу под дубами. Если есть желание, можно углубиться по грунтовке налево в лес. Через пару километров вам откроется живописное тихое озеро Юхро. Проезд на легковом автомобиле туда, слава Богу, почти невозможен.

Двигаясь от моста дальше по асфальту, попадаем в село Зарубино. Жутковатая церковь на кладбище прямо в центре села.

Дальше едем прямо, и выехав на трассу Кантаурово - Городец, сворачиваем налево. (Можно было бы ехать до Кантаурова по Кировской трассе, но это длиннее и мы бы не увидели церковь на кладбище...). Проехав километров 15, можно свернуть налево и мимо санатория “Городецкий” подъехать к селу Николо-Погост, стоящему на Волге у устья реки Узолы напротив города Балахны. Осмотреть погост.

Зарубино    Николо-Погост

Вернувшись на трассу, вскоре пересекаем Узолу по мосту. После моста можно свернуть налево на грунтовку, отъехать по берегу реки от дороги и устроить пикник. Если же ехать дальше, приедем в Городец. Старинный волжский город, там в прибрежных улочках чувствуется какое-то неуловимое очарование. В Городце еще можно найти дома, украшенные традиционной, очень богатой резьбой. Городецкая роспись - это черные кони, красные и синие розаны с зелеными листьями на лакированных светлых досках. Из Городца по плотине ГЭС можно переехать на правый берег Волги, в город Заволжье. Еще можно поехать по дороге, ведущей вдоль левого берега, и попасть в зону отдыха на Горьковском море, где находится множество домов отдыха, турбаз и студенческих лагерей.

Мы же поедем по дороге на Ковернино. Она идет вдоль Узолы, и попадаются очень красивые места. По дороге встретится поворот на Хохлому. Хохломская роспись - это золотой, красный и черный цвета. (Встречается еще зеленый, но это, кажется, уже отклонение от традиции.) На самом деле, это замечательное искусство, которое доставляет подлинную радость. Но купить любые хохломские изделия можно в Нижнем Новгороде на Большой Покровке, для этого не нужно ездить в Хохлому. Успенский монастырьКстати, на Большой Покровке же на последнем этаже здания магазина “Художественные промыслы” находится прекрасный музей декоративно-прикладного искусства, о котором мало кто знает. В общем, в Хохломе я пока не был, а мы едем дальше, минуем Ковернино и, двигаясь по-прежнему в северном направлении, километров через 30 подъезжаем к Успенскому монастырю близ села Высоково. Неожиданно открывающиеся взгляду храмы и высокая колокольня очень впечатляют. Монастырь совсем недавно возвращен церкви, в нем пока живет один монах. Рядом, у моста через речку Утрус - маленький глубокий пруд с очень холодной, хорошо освежающей в жару водой. Если ехать дальше по асфальту, то, вопреки карте, в Белбаж - Ильино-Заборское - Семенов мы не попадем, так как сразу после Наумова дорога станет разбитой грунтовкой, а дальше нас ждет разрушенный мост.

Мост через Черный ЛухДля любителей экстрима есть возможность пробраться дальше на север в Костромскую область. Для этого перед мостом через Утрус нужно свернуть налево на песчаную дорогу. Вскоре на ней встретится полуразрушенный деревянный мостик, по которому левыми колесами нужно будет проехать строго по одному бревну (а правыми - где придется). Дальше, после деревни Бориха, будет километров семь довольно плохой дороги, проходящей через очень красивый и дикий лес (видели волчьи следы на песке). Нужно ехать по этакой тропинке между деревьями, вдоль столбиков с надписью “Кабель”, следя, чтобы попадающиеся большие камни не пробили картер. Не следует пытаться проехать по накатанной песчаной колее правее, если вы на легковой машине - неминуемо увязнете в песке. В первый раз мне потребовалось два часа, чтобы преодолеть на Жигулях все десять километров песчаной дороги. При этом сначала я проходил все сомнительные участки пешком, а уже потом проезжал их на машине. На иномарках я бы не посоветовал туда соваться. По пути мне встретились три автомобиля: Нива из Московской области, Жигули из Тувы и трейлер с номерами Саха-Якутии. После села Рымы дорога станет весьма удовлетворительной гравийкой. Километров через 35 она приведет в село Горчуха, где нужно будет переправиться на пароме через Унжу, а там по асфальту выехать на дорогу Кострома - Шарья близ города Макарьева.

Макарьев на УнжеМакарьево-Унженский монастырь основан Преп. Макарием в XV веке. Сейчас в монастыре находятся его мощи. Под горой есть источник, устроенный им.  Макарий - один из самых почитаемых святых в Нижегородско - Костромском Поволжье. С его именем связан, кроме данного монастыря, Макарьевский желтоводский монастырь на Волге в Нижегородской области (см. ниже) и несколько менее значимых монастырей. Ему посвящены множество храмов в городах и селах на Волге, Унже, Ветлуге. Для этих восточных окраин тогдашней Руси Макарий сыграл роль, сравнимую с ролью Сергия Радонежского.

Фотографировать на территории монастыря нам, увы, не разрешили.

 


 



Озеро Светлояр и Ветлуга

Это на дно именно этого озера, согласно легенде, опустился град Китеж.

Чтобы добраться туда, нужно ехать по трассе Нижний Новгород - Киров. По дороге любители (типа меня) могут заехать на станцию Киселиха (это километров 15 от города) и осмотреть там остатки станции и депо узкоколейки, ведущей через Керженские леса в Рустай - Кузьмияр. Ее длина была больше 100 км. Сейчас никакого регулярного движения нет, и большая часть пути разобрана, но местные жители, говорят, все еще катаются на своих дрезинах за клюквой. В Киселихе множество узкоколейных пассажирских и товарных вагонов, мотрис и мотовозов. Многие из них довольно свежие, построенные в 1985 - 1987 годах. Помнится, меня удивило, что вагон можно толкнуть и он сдвинется с места. Очень грустно, что все это заброшено и постепенно уничтожается.

Киселиха    Киселиха

Отъехав от Нижнего Новгорода в направлении Кирова около 100 км, у большой деревни Боковая следует свернуть направо на Воскресенское. Проехав около 20 км по этой дороге, свернуть направо (на всех нужных поворотах стоят большие красивые указатели, являющиеся одновременно рекламными щитами), проехать через село Владимирское и оказаться на огромной стоянке для машин. В дни больших церковных праздников на этой стоянке бывает несколько сотен машин. Говорят, что-то совсем уж необыкновенное происходит там в ночь Ивана Купалы. От стоянки нужно пройти метров триста по аллее, и мы у озера. На холме над озером недавно построили деревянную церковь. Такая же стояла здесь раньше. Вокруг озера по берегу идет тропинка. Вы увидите на ней паломников и молящихся. Некоторые обходят озеро на коленях.

Озеро Светлояр - особенное в любом смысле. С научной точки зрения, вокруг него - уникальное сочетание природных ландшафтов и геологических пластов. В озере удивительная вода, войдете в нее и сразу это почувствуете. Это священное место с незапамятных языческих времен, как теперь принято говорить, место с необыкновенной энергетикой. К сожалению, мой опыт показывает, что поездки к озеру идут во вред автомобилям. Лет десять назад наш старый Москвич после стоянки у озера отказался заводиться и плюнул мне бензином из бензонасоса в глаз. А в прошлом году в новых Жигулях после объезда вырытой во Владимирском поперек дороги канавы появились непонятные постукивания в коробке передач.

Если проехать дальше по дороге на Воскресенское, а там перед мостом свернуть направо, то попадем на дорогу, идущую по правому берегу Ветлуги. На ней можно найти красивые места на берегу. Например, в Галибихе есть неплохая турбаза. Асфальтовая дорога доходит до границы области, а дальше идет плохая. Я спросил у пьяного мужика в последней деревне, проеду ли я дальше. Он ответил: "Ну, ты водитель или нет? Где подтянешь, где толкнешь, где подкопаешь..." На Ниве мне удалось проехать без особых проблем, плохой дороги там километра три, дальше приличная гравийка до деревни с прекрасным именем Копорулиха, а потом и асфальт до места впадения Ветлуги в Волгу. Там находится село Юрино с Шереметьевским замком, и там ходит паром через Волгу в Козьмодемьянск. Отправление парома из Юрино в 6:30 и 15 часов, обратно в 11 и 19 часов (2004). А в Копорулихе вот-вот достроят мост через Ветлугу, и через этот мост можно будет проехать в Йошкар-Олу.

А если переехать в Воскресенском Ветлугу через мост, то через Воздвиженское можно снова выехать на Кировскую трассу. При желании можно проехать и выше вдоль Ветлуги, но опять по правому ее берегу - на левом только леса и болота. Для этого нужно еще раз пересечь реку по мосту у поселка Красные Баки и повернуть направо, на Ветлужский - Варнавино. На этой (асфальтированной) дороге много красивых мест, например, село Макарий (видовая площадка у полуразрушенного храма), село Богородское, поселок Варнавино (видовая площадка недалеко от центра). На правом берегу, но в отдалении от реки - тоже леса, а в них - лагеря, зоны, поселения. Туда есть асфальтированные дороги, я там ездил, но - жутковато. Вверх по реке я дальше Варнавина не ездил, но дорога эта, по всей видимости, доходит до города Ветлуга, откуда можно проехать в Шарью (Костромская область), а дальше - в Великий Устюг и Архангельск.



Макарьев на Волге и дальше

Выехав из Нижнего Новгорода через Волжский мост, километров через 10, после села Толоконцево, сворачиваем направо в город Бор. Проехав Бор насквозь, выезжаем на асфальтированную дорогу, ведущую, судя по указателям, до Ивановского. Это километров пятьдесят. По дороге в селе Останкино встретится перекресток с указателем налево на Большеорловское. По этой дороге можно доехать до станции узкоколейки Большие Орлы, не совсем еще заброшенной, а далее доехать до поселка Рустай, центра Керженского заповедника. Правда, несколько последних километров до Рустая дорога пока песчаная, а мост через реку Керженец - оставшийся от узкоколейки, узкий и с рельсами, но проехать там обычно можно и на Жигулях. 

Станция Большие Орлы    Мост через Керженец у поселка Рустай

Керженец

Возвращаясь к дороге вдоль Волги, непосредственно перед въездом в Ивановское нужно свернуть налево на объездную дорогу, которая приведет километров через пять к новому мосту через Керженец. На берегу можно остановиться на привал. Там красиво. Через несколько километров после моста в селе Валки на Т-образном перекрестке, нужно повернуть направо. Километров через пять увидим стены, башни и храмы Макарьевского монастыря.

Окруженный мощными белокаменными стенами с высокими башнями, монастырь представляет собой впечатляющее зрелище, особенно с Волги. Фотография Макарьевского монастыря с Волги (© Нижний Новгород OnLine). На территории монастыря несколько храмов, большинство из которых (как и стены) построены в XVII веке. В XVII-XVIII веках у стен собора была Макарьевская ярмарка, крупнейшая в России. При советской власти монастырь несколько раз переходил из рук в руки различных собственников, которые каждый по-своему пытались использовать его и реставрировать. В результате, конечно же, немало было утрачено. Наконец, несколько лет назад монастырь был возвращен церкви. Сейчас в нем около двадцати монахинь, которые в меру своих сил приводят его в порядок, причем сделано уже немало. Приехав в монастырь, лучше договориться об экскурсии. Вас проведут по всем храмам и расскажут много интересного. Стоимость экскурсии будет зависеть от того, откуда вы приехали, но в любом случае это не будет дорого.

Макарьев    Макарьев

В Макарьеве есть паром через Волгу в Лысково, ходит три раза в день, утром, днем и вечером (2003). Другая дорога от села Валки идет вниз по левому берегу Волги. По ней можно доехать до села Михайловское, последнего населенного пункта перед границей с Марийской республикой. Там асфальт кончается, а по песчаным дорогам можно пробраться и за эту границу. В Михайловском тоже есть паром через Волгу, в Фокино, со следующим расписанием: из Михайловского 7.00, 8.00, 12.30, 17.30, из Фокина 7.30, 8.30, 13.00, 18.00 (2003). Есть еще асфальтированная дорога Каменка - Кузьмияр, она идет по лесам и болотам, на протяжении всех 25 км - никакого жилья и вообще ничего. В Кузьмияре красивое круглое озеро и полное запустение. На бывшей станции узкоколейки - рельсы разобраны, пара ржавых пассажирских вагончиков используется в качестве сараев. Остался большой кирпичный вокзал постройки 80-х годов, даже выложенные кирпичом клумбы сохранились... грустно все это. Единственное, что осталось в Кузьмияре действующего, - это большой сумасшедший дом (в котором, говорят, можно также поселиться как на турбазе). 


Окрестности Нижнего Новгорода: куда поехать и что посмотреть